Декларация 1905 года
7 июня 1905 г. | История
В начале 1905 года, вслед за трагическими событиями Кровавого воскресенья, группа московских музыкальных деятелей выступила в печати с декларацией по поводу политического положения в стране. Среди 29 музыкантов, подписавших декларацию, большинство так или иначе бы ли связаны с Московской консерваторией. В их числе — Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, А. Т. Гречанинов, К. Н. Игумнов, Н. Д. Кашкин, К. А. Кипп, Ю. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, Л. В. Николаев, Г. А. Пахульский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев.
Выступление московских музыкантов вызвало горячее сочувствие передовой музыкальной общественности, оно было поддержано группой авторитетных педагогов Петербургской консерватории во главе с Н. А. Римским-Корсаковым. К заявлению присоединилось и студенчество столичной консерватории. На сходке, состоявшейся 10 февраля, было принято решение о забастовке.
В Московской консерватории возмущение и протест против царского режима соединялись с нараставшим недовольством авторитарными методами руководства В. И. Сафонова. Он не хотел считаться с изменившейся обстановкой и решительно отказывался идти на уступки революционно настроенной студенческой молодежи и требованиям многих профессоров. Все усилия директора были направлены на то, чтобы по возможности изолировать учебное заведение от нараставшего в стране освободительного движения, не нарушая сложившегося хода жизни. Но эти попытки лишь усиливали недовольство консерваторского коллектива.
4 марта в газете «Русские ведомости» было опубликовано открытое письмо С. И. Танеева «Московская консерватория и ее управление» с резкой критикой поведения директора. Танеев упрекал Сафонова в нарушении принципа коллегиальности руководства, в игнорировании мнения Художественного совета. Одновременно Танеев выдвигал вопрос о необходимости ряда реформ музыкального образования. Важнейшей из них он полагал разделение теперешней консерватории на низшую ступень — музыкальное училище и высшую — консерваторию в собственном смысле слова.
Солидаризируясь со студенчеством высших учебных заведений страны, объявившим политическую забастовку, учащиеся Московской консерватории на собрании 4 марта 1905 года постановили большинством в 208 голосов против 117 прекратить занятия до 1 сентября.
Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006