Эдисон Денисов. Композитор света. К 80-летию со дня рождения

26 января 2010 г., Большой зал консерватории | Выставки

«Мое нормальное состояние – это только тогда, когда я пишу. Всякое иное состояние для меня ненормально, и в нем я чувствую себя плохо».

«Вся моя музыка духовна, вне зависимости от ее тематики и участия слова».

 «Когда композитор слышит истинную музыку, он слышит голос Бога. Вероятно, так же великие святые в момент религиозного экстаза слышали Бога. Но едва ли он мог с ними разговаривать словом».

 «Надо непрерывно вслушиваться в то, что ты пишешь, и чем больше вслушиваешься, тем больше все проясняется и само собой становится на место.Я больше всего люблю то состояние, когда музыка рождается сама собой – ее нужно только записывать. Но такое состояние необходимо вызвать; его нужно готовить. Если оно наступает, то уже ничего не нужно ни править, ни доделывать, ни проверять на рояле. Все рождается само собой и в единственно возможном варианте.
Мы, конечно, проводники воли Бога, но не всех он избирает для этого».

  «Надо быть Мастером».

 «Если в сочинении нет момента тайны (или чуда), то это – не сочинение».

 «Я благодарю господа за то, что он дал мне счастье прикоснуться к тайне».

 «Настоящую музыку нельзя «сочинить», ее надо услышать».

 Э. Денисов


Он был одним из тех, кто не повернул назад.

В духе времени поставангардного конца века — плодящиеся усталости: ретро, нео, мини, псевдо, квази, поли, «некрофилия». Все они в целом остались чужды Денисову. Он словно следовал девизу Василия Кандинского: «вперед и вверх».

Сейчас, когда жизненый путь Эдисона Денисова завершился, общество только начинает воспринимать его творчество как целое, вслушиваясь в интонацию его музыки и укладывая его искусство, как явление современной культуры, на надлежащее историческое место.

Вместе с еще несколькими новаторами-шестидесятниками — Волконским, Шнитке, Губайдулиной и другими — Денисов поразил публику блестящими новациями. Его «Солнце Инков», вопреки трагическому содержанию, прямо-таки жгло восприятие слушателя яркостью звуковых красок. Его Скрипичный концерт обнажил один из корней искусства «авангардиста» — чистоту и нежность экспрессии, которая сродни чистосердечной песне Шуберта. Его Реквием покорил глубиной и масштабностью современной интерпретации «вечной темы», а огненный звуковой «крест» финальной части вписался в ряд самых впечатляющих воплощений центрального христианского символа. Его опера «Пена дней» запечатлела историю пронзительно нежной, возвышенной, хрупкой любви, не защищенной от губительного воздействия окружающей накипи жизни. Фортепианное трио запечатлело сердцевину искусства Эдисона Денисова — его возвышенность и глубину, внутреннюю серьезность и сосредоточенность, блеск и силу экспрессии, вместе с тем глубочайший лиризм и сердечность.

Так вошел Денисов в музыку. Но сегодня, вслушиваясь в творения нашего недавнего современника, мы не без доли удивления распознаем в идиомах его современного звукового языка постепенно вырисовывающиеся очертания еще некоторых фундаментальных основ искусства. И прежде всего, это интимно таимое от посторонних свойство личности Денисова – религиозность его натуры. Он – автор многочисленных сочинений духовной тематики. В словах, обращенных к самому себе, Денисов утверждает: «Когда композитор слышит истинную музыку, он слышит голос Бога».

В художественном мире Денисова широко и богато представлена музыка «третьего измерения» — краски (считая первым – горизонталь, вторым – прибавляемую к ней вертикаль). Отсюда новый словарь музыкального языка – неисчерпаемая палитра звуковых красок традиционных инструментов, огромная роль ударных инструментов, электронной и конкретной музыки, создание в каждой композиции своей звучности, неповторяемость составов.

До самых последних дней Денисов сохранил идейное ядро своей художественной концепции, которую многие обозначили веберновским словом: СВЕТ. Он и сам осознавал ее таким образом, сказав о своем идеале: «Настоящий художник должен нести Свет людям. Люди в этом очень нуждаются, хотя чаще всего и не знают этого».

Профессор, доктор искусствоведения Ю.Н. Холопов. 1999


Концепция выставки, подбор материалов, комментарии,  перевод писемкандидат искусствоведения (Москва), доктор музыковедения (Сорбонна, Париж) Екатерина Денисова-Купровская

Экспозиционная работазаведующая отделом экспозиционной и выставочной работы ГЦММК имени  М.И. Глинки Светлана Чхаидзе

Графический дизайн выставки -

художники Творческой студии «АРТ-Дизайн»

Антонио Вильчес-Ногерол,

Владимир  Вильчес-Ногерол,

Ольга Кирюхина

 

В подготовке выставки также принимали участие:

профессор МГК имени П.И. Чайковского, доктор искусствоведения

Галина Григорьева

директор Музея имени  Н.Г. Рубинштейна, кандидат искусствоведения

Евгения Гуревич

документовед Музея имени Н.Г. Рубинштейна

Евгения Сергеенко

заведующий фотостудией ГЦММК имени М.И. Глинки

Сергей Новоселов

начальник отдела рекламы  ГЦММК имени М.И. Глинки

Олег Гаевский


Ссылки


Эдисон Денисов

Заслуженный деятель искусств РСФСР