Один из великих музыкантов XX века, Давид Федорович Ойстрах своим творчеством составил эпоху в скрипичном искусстве. В идеальной гармонии были у него редкостное чувство формы и та, присущая ему одному, исполнительская интонация, благодаря которой он безошибочно находил «ключ» к воплощению музыки самых разных эпох и стилей, и, в то же время, всегда оставался самим собой.
«Я пытаюсь выполнить мое предназначение художника и надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки. Для этого я живу», – вот творческое кредо великого скрипача.
Он родился 30 сентября 1908 года в Одессе. В пятилетнем возрасте начал учиться игре на скрипке у профессора Петра Соломоновича Столярского. В 1924 году дал свой первый сольный концерт. С этого времени начинает концертировать в различных городах СССР. В 1928 году приезжает в Москву.
В 1930-х годах Давид Ойстрах с блеском выступает на конкурсах музыкантов-исполнителей, его имя узнают за пределами родины. В 1935 году он завоевывает первую премию на II Всесоюзном конкурсе в Ленинграде, через несколько месяцев получает вторую премию на Международном конкурсе скрипачей в Варшаве. В 1937 году Давид Ойстрах побеждает на конкурсе скрипачей в Брюсселе. После трудных военных лет, когда скрипач дал множество концертов на фронте, в частности, и в блокадном Ленинграде, он исполняет в сезоне 1946/47 годов в Москве грандиозный цикл программ – «Развитие скрипичного концерта». Вскоре начинается и зарубежная концертная деятельность артиста. Он выступал на фестивале «Пражская музыкальная весна», участвовал в торжествах по поводу двухсотлетия смерти И. С. Баха в Лейпциге (1950 год). В 1955 году впервые выступил в Японии и в США. Его концертам в европейских странах, в Канаде и в Австралии сопутствовали неизменный горячий прием публики, восторженные отзывы прессы. Его искусству воздавали должное величайшие музыканты Запада – Пабло Касальс и Иегуди Менухин, Отто Клемперер и Пауль Хиндемит, Фриц Крейслер и Герберт фон Караян. Вместе с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким Давид Ойстрах основал ставший знаменитым ансамбль (у публики он получил «неафишное» название «Трио Давида Ойстраха»).
Ансамбль существовал с 1940 года до кончины Святослава Кнушевицкого (1963 г.). Трио выдающихся музыкантов послужило основой для исполнения ансамблевой музыки разных составов – к ним примыкали видные исполнители на различных инструментах.
Кроме того, Ойстрах выступал и записывался вместе с такими выдающимися музыкантами, как пианисты Константин Игумнов и Александр Гольденвейзер, Пауль Бадура-Скода, альтист Рудольф Баршай, скрипачи Иегуди Менухин и Исаак Стерн. В 1960-х годах среди его партнеров – Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович.
С 1962 года Давид Ойстрах выступал и как дирижер. Свой богатый симфонический репертуар Ойстрах-дирижер исполнял с такими прославленными оркестрами, как Венский филармонический, Амстердамский Concertgebouw, Берлинский филармонический, Лондонский симфонический, Кливлендский, Дрезденская Staatskapelle, Симфонический оркестр Ленинградской филармонии и иные ведущие оркестры Европы и Америки.
Давид Ойстрах был и великолепным педагогом. С 1934 года он преподавал в Московской консерватории, с 1939 года был ее профессором. В ряду его учеников замечательные скрипачи: Игорь Ойстрах, Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Олег Каган, Гидон Кремер, Лиана Исакадзе и другие.
Лучшие композиторы XX века доверяли Давиду Ойстраху первым исполнить их значительнейшие произведения. Ему посвящены скрипичные концерты Мясковского и Хачатуряна, две скрипичные сонаты Прокофьева, два концерта и скрипичная соната Шостаковича.
Давид Федорович Ойстрах скоропостижно скончался после концерта в Амстердаме 24 октября 1974 года.
Лев Николаевич Оборин (1907-1974), выдающийся пианист и мастер камерного ансамбля, был учеником знаменитого русского музыканта, одного из главных представителей московской фортепианной школы Константина Николаевича Игумнова. Оборину были суждены ранний большой успех, ранняя слава. В 1927 году он побеждает на международном конкурсе имени Шопена в Варшаве, через три года начинает преподавать в Московской консерватории, становится ассистентом своего учителя и уже в 1935 году, всего в 28 лет, Оборин получает звание профессора. Репертуар Оборина никогда не был всеохватным, но отличался внутренним масштабом и глубиной постижения наследия Шопена, Шумана, Листа, Чайковского, Рахманинова. Отдельной составной частью репертуара Оборина было исполнение новых произведений, в основном, московских композиторов, ему посвящен фортепианный концерт Хачатуряна. В своем искусстве Оборин никогда не претендовал на концептуальную усложненность, повышенный интеллектуализм. Его игра отличалась естественностью, искренностью, ясностью и простотой, покоряла теплотой чувств.
Концертная деятельность пианиста из-за болезни закончилась еще в 1960-х годах после почти сорока лет выступлений на родине и за ее пределами. Расцвет искусства Оборина приходится на 1930-е – 1950-е годы. К сожалению, в эти годы он мало записывался как солист, основные его записи представлены ансамблями. Как педагог, Оборин был весьма значительной величиной, хотя работал в Московской консерватории, когда в ней процветали школы великих пианистов педагогов Генриха Нейгауза, Самуила Фейнберга, Александра Гольденвейзера. Оборин был продолжателем школы Константина Николаевича Игумнова и передал традиции этой школы таким известным ныне, либо громко заявившим о себе пианистам, как Михаил Воскресенский, Олег Бошнякович (занимавшийся у Оборина перед аспирантурой после кончины Игумнова) и Екатерина Новицкая.
Сонатный дуэт Давид Ойстрах – Лев Оборин был едва ли ни самым выдающимся из подобных содружеств выдающихся музыкантов не только в нашей стране, но и в мире. Записям дуэта Оборин – Ойстрах суждена долгая жизнь. Так, полный комплект скрипичных сонат Бетховена и ныне распространен по всему миру. Известность Оборина, как великолепного партнера в скрипичном сонатном репертуаре была достаточнo широка уже в 1940-х годах. Когда в конце 1945 года в Москву прибыл знаменитый Иегуди Менухин, его пожелание иметь партнером в исполнении сонат Франка и Дебюсси именно Льва Оборина было воспринято как нечто само собой разумеющееся. В 1946 году Оборин играл скрипичные сонаты с посетившим Москву другим великим музыкантом – Джордже Энеску.
Святослав Николаевич Кнушевицкий (1907–1963) был лучшим учеником (наряду с обучавшимся позднее Мстиславом Ростроповичем) замечательного виолончелиста, профессора Московской консерватории Семена Матвеевича Козолупова (1884–1961). По окончании консерватории стал солистом оркестра Большого театра. В 1933 году Кнушевицкий получил первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С 1941 года Кнушевицкий работал в Московской консерватории, был ее профессором с 1950 года. В числе его учеников известные виолончелисты следующего поколения Михаил Хомицер и Евгений Альтман.
Один из лучших виолончелистов русской школы, Кнушевицкий был выдающимся мастером и в крупных формах (не случайно он был вдохновителем создания посвященных ему виолончельных концертов таких выдающихся композиторов, как Николай Яковлевич Мясковский и Арам Ильич Хачатурян), и в миниатюре. Сонатный дуэт Лев Оборин – Святослав Кнушевицкий в свое время не имел себе равных, как позднее дуэт Святослав Рихтер – Мстислав Ростропович.
Фортепианное трио Лев Оборин – Давид Ойстрах – Святослав Кнушевицкий вошло в историю, как самый значительный ансамбль подобного рода среди наших музыкантов. Это также одно из лучших фортепианных трио в мировой истории исполнительского искусства. Наши музыканты имели перед собой великий образец – знаменитый ансамбль Альфред Корто – Жак Тибо – Пабло Касальс, действовавший в 1920–1930 годы и оставивший несколько записей, свидетельствующих и поныне об их неувядаемом искусстве. Нечто подобное можно сказать и о ансамбле выдающихся московских музыкантов – трех профессоров Московской консерватории. Их искусство сохранено в ряде великолепных записей для грампластинок и радиовещания. В 1950-е годы в Англии концерном EMI были записаны в исполнении Оборина – Ойстраха – Кнушевицкого несколько трио (Бетховен, Шуберт), а также Тройной концерт Бетховена с оркестром Philharmonia и дирижером сэром Малколмом Сарджентом. Это косвенное свидетельство заслуженного авторитета, который приобрели выдающиеся музыканты из Москвы.
Квартет имени Бородина – лучший московский струнный квартет (после того, как в 1960-х гг. стала клониться к закату деятельность знаменитого квартета имени Бетховена). В первом составе «бородинцев» (имя великого Бородина появилось в названии квартета в 1955 году) работали музыканты, со временем покинувшие СССР. Личностью, ставшей связующей, передавшей единство исполнительского стиля и волевой характер ансамбля второму составу квартета, стал виолончелист Валентин Берлинский. Первый состав «бородинцев» оставил ряд первоклассных записей, некоторые из них известны во всем мире.
Эта программа вдвойне уникальна: впервые на CD «живые» (записанные не в студии, а непосредственно во время концерта) фонограммы прославленных музыкантов, профессоров Московской консерватории Льва Оборина, Давида Ойстраха и Святослав Кнушевицкого при участии знаменитого квартета; впервые на CD произведения, ранее неизвестные в их интерпретации. Эти исполнения Трио Шостаковича и Концерта Шоссона не слышал доселе никто, кроме тех, кому посчастливилось быть на самих концертах в Малом зале Московской консерватории в начале сезона 1960 года.
Исполнители: Давид Ойстрах, скрипка Лев Оборин, фортепиано Святослав Кнушевицкий, виолончель Квартет имени Бородина: Ростислав Дубинский, скрипка I; Ярослав Александров, скрипка II; Дмитрий Шебалин, альт; Валентин Берлинский, виолончель
Композиторы: Э. Шоссон (1855–1899) Д. Д. Шостакович (1906–1975)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Э. Шоссон (1855–1899) | ||
Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета ре мажор, соч. 21 | ||
Давид Ойстрах, скрипка; Лев Оборин, фортепиано; Квартет имени Бородина: Ростислав Дубинский, скрипка I; Ярослав Александров, скрипка II; Дмитрий Шебалин, альт; Валентин Берлинский, виолончель | ||
1. | 1. Décidé | 15.14 |
2. | 2. Sicilienne. Pas vite | 4.43 |
3. | 3. Grave | 10.00 |
4. | 4. Très animé | 11.41 |
Д. Д. Шостакович (1906–1975) | ||
Трио № 2 для фортепиано, скрипки и виолончели ми минор, соч. 67 | ||
Давид Ойстрах, скрипка; Лев Оборин, фортепиано; Святослав Кнушевицкий, виолончель | ||
5. | 1. Andante | 7.04 |
6. | 2. Allegro non troppo | 2.52 |
7. | 3. Largo | 4.09 |
8. | 4. Allegretto | 9.55 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Великие артисты в Московской консерватории |
live / studio: | live |
формат: | ADD |
исполнительный продюсер: | Евгений Минаев |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 65.41 |
год издания: | 1999 |
место записи: | Записи с концертов в Малом зале Московской государственной консерватории |
дата записи: | 27 сентября 1960 года (1–4); 1 октября 1960 года (5–8) |