Хор и оркестр Роберта Шоу


  • Год выпуска: 2014
  • SMC CD 0151-0152
Буклет - содержание

Данная запись сделана осенью 1962 года, когда коллектив Robert Shaw Chorale (букв.: «Хорал Роберта Шоу») совершал свою поездку по 11 городам нашей страны, дав 30 концертов за 7 недель. В дни гастролей, разразился памятный «карибский кризис», мир был на грани мировой войны, и лишь известный манёвр СССР принудил США убрать из Турции нацеленные на нас ракеты. Опасные события не помешали успеху концертов: русская публика своим восторженным вниманием вдохновляла исполнителей, а чиновники Минкульта с оглядкой на эти выступления даже «позволили» хору А.В. Свешникова впредь исполнять и записывать (в дозированных пределах) «Всенощную» С.В. Рахманинова (бывшую под негласным запретом).

Месса Баха стала жемчужиной гастрольной программы американцев. Публику очаровали естественные темпы, относительно камерный состав хора, проникновенность звучания. Художественная сила этой музыки сразу открылась. Р. Шоу предвосхитил последующие тенденции исполнения музыки Баха с помощью исторически достоверных средств. Ведь в XIX в. эту Мессу поручали огромным хорам, включавшим не менее 300–400 певчих, а замедленные темпы даже в XX в. нередко складывались в полуторачасовое звучание (Шерхен: 134’ в 1959; Клемперер: 136’ в 1967; Р. Шоу: 118’ на диске Telarc).

И.С. Бах завершил работу над своим главным произведением в конце жизни, как принято считать — в 1749 г., обозначив его части: 1. Missa (Месса); 2. Symbolum Nicenum (Никейский символ [веры]); 3. Sanctus (Свят); 4. Osanna, Benedictus, Agnus Dei et Dona nobis pacem (Осанна, Благословен, Агнец Божий и Даруй нам мир). Но единого общего названия не дал. В 1845 г. издатель баховского шедевра (Зимрок) впервые предпослал партитуре удачный заголовок «Торжественная месса» (нем. Hohe Messe от лат. missa solemnis), верно распознав природу жанра и беспримерность воплощения. Ведь в лютеранском обиходе (как и в других западных вероисповеданиях) превышение временных масштабов песнопений мессы допускалось именно для торжественной мессы, приурочивавшейся к особым поводам (коронация, военная победа и т.д.). Ныне предполагается, что Бах сочинял Мессу для церемонии освящения нового здания придворной лютеранской церкви Св. Софии в Дрездене, но торжество состоялось уже после кончины композитора (с мессой другого автора — И.А. Хассе). Первое полное исполнение Мессы Баха (с оригинальным текстом) состоялось в зна-менательном 1870 году, когда немецкие земли вошли в единую Германскую империю. Первая её запись на грампластинки вышла в Великобритании в 1929 г. (дир. А. Коутс).

Настоящая запись впервые увидела свет в 1988 году на виниловых пластинках фирмы Мелодия (С10 26061-66). С тех пор она не переиздавалась и успела стать ра-ритетом. Вновь отреставрированная с оригинальных плёнок, хранящихся в звуковом архиве Московской консерватории, ныне эта запись впервые выходит на компакт-дисках и возвращает слушателю возможность окунуться в незабываемую атмосферу встречи с великим артистом в Большом зале консерватории в начале 60-х годов.