Артистическая карьера ЛОРИНА МААЗЕЛЯ сложилась на редкость стремительно и счастливо. Его блистательный талант получил мировое признание, когда он был еще в том возрасте, что для боль- шинства дирижеров принято считать «младенческим». В то же время следует отметить, что его огром- ный талант не эксплуатировался как талант «вундеркинда» — коммерческий соблазн не довлел над его родителями и педагогами. Но раннее становление Маазеля как музыканта и его интенсивная практи- ческая деятельность концертанта привели к тому, что к тридцати годам он производил впечатление опытного, искушенного мастера. Именно тогда он впервые посетил Москву.
Лорин Маазель родился в Париже 5 марта 1930 года. Его предки происходили из разных стран, в том числе из Г олландии и Индии. После переезда семьи в Нью-Йорк редкостно одаренный мальчик начал занятия у Василия Романовича Бакалейникова, видного русского альтиста и дирижера. В детстве Маазель делал большие успехи и как скрипач, и как дирижер. Но после того, как девяти лет он дири- жировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром, его судьба определилась, хотя сначала он кон- цертирует как скрипач, а в пятнадцать лет основывает собственный квартет. Карьера виртуоза не прельстила Маазеля. Он поступает скрипачом в Питтсбургский симфонический оркестр, в 1949 году становится его дирижером. К двадцати годам Маазель не только имел разносторонний опыт музыканта, но и «мимоходом» успел окончить математический и философский факультеты одного из американских университетов. С 1953 года его гастрольная деятельность переносится из Америки в Европу. Он стано- вится желанным гостем лучших европейских оркестров и оперных театров — в том числе Венского сим- фонического оркестра и театра «Ла Скала», участвует в Зальцбургском фестивале, начинает работу в студиях крупнейших производителей грамзаписей. В его искусстве отмечают пламенный темперамент и углубленную значительность трактовок, стройность и безупречную логику исполнительских концепций. В 1963 году Маазель прибыл в Москву. Его первый концерт прошел при полупустом зале — имя ди- рижера было совершенно неизвестно московской публике. Но на следующие концерты все билеты были моментально распроданы. Вдохновенная манера американского дирижера, его редкая способ- ность перевоплощения при исполнении произведений различных стилей и эпох произвели сильное впечатление. «Неотразимо воздействует весь облик дирижера, завораживающего своей музыкальной одухотворенностью и редким артистическим обаянием», — так писала о Маазеле одна из московских газет. «Трудно найти что-либо более выразительное, чем руки Лорина Маазеля: это необычайно точное графическое воплощение звучащей или только еще должной зазвучать музыки». Впоследствии Маазель7 6 неоднократно и с большим успехом выступал в Москве, в частности, в 1989 году, он дирижировал кон- цертами Питтсбурского симфонического оркестра, спектаклем театра «Ла Скала» – оперой Дж. Пуччини «Турандот», в 2004 – молодёжным симфоническим оркестром имени Артуро Тосканини на первом Меж- дународном фестивале симфонических оркестров в Москве.
Лорин Маазель был шефом многих известных оркестров и театров – в Западном Берлине он воз- главлял симфонический оркестр RIAS и Немецкую (Г ородскую) оперу (в 1966 – 1971 годах); в 1971 – 1982 годах – знаменитый Кливлендский оркестр, где был преемником одного из лучших дирижеров старшего поколения – Джорджа Сэлла. Затем два года Маазель возглавлял Венскую государственную оперу (1982 – 1984), с 1987 года был главным дирижером Национального оркестра Франции, с 1988 года по 1996 руководил Питтсбургским симфоническим оркестром, с 1993 по 2002 – сим- фоническим оркестром Баварского радио, с 2002 по 2009 – Нью-Йоркским филармоническим ор- кестром, с 2012 года Маэсто Мазель возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. Маазель являет собой образец дирижера разностороннего, способного исполнять практически любой репертуар — от Баха до Прокофьева, от Моцарта до Чайковского. Не случайно среди его лучших работ — баховская Месса си минор и опера Чайковского «Евгений Онегин», симфоническая поэма «Пинии Рима» Респиги и Симфония Франка, симфонии Бетховена и Мендельсона, Брамса и Брукнера, произведения Дебюсси и Стравинского, Бриттена и Равеля... Маазелю принадлежат некоторые любо- пытные идеи и их реализация. Так, в 1964 году в Москве, в ознаменование юбилея Шекспира он дал концерт из произведений Берлиоза, Чайковского, Прокофьева и других авторов, в которых были ис- пользованы шекспировские сюжеты и темы. Программа была тонко продумана, в ней был свой «сюжет», своя линия драматургии. Проведенный с большим размахом, этот концерт был долгое время предметом обсуждений и даже споров в кругах московских меломанов.
Ныне Лорин Маазель принадлежит к числу ведущих дирижеров мира, его имя украшает афиши ве- дущих оперных театров и концертных залов. Документальная фонограмма из фонда Московской кон- серватории возвращает нас к годам молодости выдающегося музыканта, ко времени его первого знакомства с московскими слушателями. Исполнение Маазелем фундаментальной, основополагаю- щей симфонической классики — симфоний Бетховена и Брамса — свидетельствует о его великолепных возможностях интерпретатора в этой труднейшей репертуарной сфере. Результат заслуживает тем более высокой оценки, что был достигнут в работе с новым для дирижера оркестром.