Ссылки
Другие диски (2013)

Посмотреть все диски»

Юрий Воронцов. Избранные произведения
  • Год выпуска: 2013
  • SMC: CD 0141

Юрий Воронцов (р. 1952) - выдающийся представитель современной московской композиторской школы, ученик Евгения Голубева (сочинение) и Николая Ракова (инструментовка). С 1979 года преподаёт на кафедре сочинения Московской консерватории, с 1995 года - профессор кафедры. По версии газеты «Музыкальное обозрение» отмечен в числе 10 лучших композиторов «События и персоны» (2005). Им написано 5 симфоний, пьесы для симфонического и камерного оркестра (в том числе замечательные «Пастораль» и «Амулет», посвященный юбилею В.А. Моцарта), произведения для хора. Как отмечает Ф. Софронов, «в его музыке главное - не «академизм» или «авангардизм», а выраженные современным языком красота, гармония, совершенство... Какая бы субстанциональность не высвечивала за филигранной композиторской техникой ... - сущностным качеством его музыки можно считать то, что она живая».

Из высказываний композитора

О современном звучании: «Мы вступили в эпоху прощания с интонацией, и ее место теперь занимает интерес к шуму, тембру, сонористике. Ухо получает новую настройку, и в том, что раньше казалось просто шумом, теперь различает богатство градаций. Это как новый алфавит...»

О себе: «В начале 2000-х годов в моей музыке наметились две ветви, одна из которых - сочинения, сотканные из контрастных элементов (вроде Третьей симфонии «Zero»), а другая - произведения моноструктур, развивающиеся на основе единого элемента (Четвертая симфония, «Пастораль»). В последнее время я все больше склоняюсь ко второй, «монолитной» линии».

О Пятой симфонии: «В центре внимания - Россия. Разделённость на две сферы, их можно обозначить как добро и зло, или свет и тьма, или Божественное и дьявольское - читается достаточно определенно и пронизывает всю симфонию».

О «Drift»: «Ее [композиции «Drift» («Дрейф»)] рабочее называние было «Ice drift» («Ледоход»), но потом я решил расширить смысловое поле (здесь важна вовлекаемость слушателя в процесс дрейфа). Материал, однако, остался связан с ледоходом, и это, между прочим, тоже воспоминание детства (которое я провел на Павелецкой, на берегу Москвы-реки)».

Об «Откровении»: «...Текст -из Откровения Иоанна. После статичной и рефлексирующей второй части третья наполнена энергией и занимает в цикле место скерцо. Третья часть концерта посвящена одной из основных идей апокалипсиса - идее лжепророка и лжепророчества. Начинаясь как взволнованно торжественный гимн восхваления и радости, она как-то постепенно переходит в вакханалию совсем не светлых сил. На эту идею меня натолкнул один реальный случай. Во время службы в храме появился человек монашеского вида и, заняв самое заметное для всех место в центре, стал отвешивать поклоны столь истово, что это больше напоминало какой-то дьявольский танец, чем собственно богослужение. Глаза его горели рвением необыкновенным, и для всех оставалось загадкой, чего в нём больше - благости или дьявольщины.

Когда Владимир Контарев попросил меня написать это сочинение по апокалипсису ещё в первой версии, то закончил разговор показавшейся мне странной фразой: «Постарайся написать не мрачно». Мне казалось, что во всей мировой литературе нет более зловещего, таинственного и мрачного текста. Но, перечитав ещё несколько раз Апокалипсис, я нашёл эту светлую мысль для финала: «Смерти больше не будет...»

«Почему только три части? Всё просто - записи первой части нет».

Государственная академическая симфоническая капелла России была образована в 1991 году при слиянии Государственного Камерного хора СССР под управлением Валерия Полянского и Государственного сим-фонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским. В 1992 году Художественным руководителем и главным дирижёром коллектива стал Валерий Полянский.

Валерий Полянский. Народный артист России. Закончил Московскую государственную консерваторию по классу профессора Б.И. Куликова (хо-ровое дирижирование) и О. Димитриади (оперно-симфоническое дирижи-рование), учился в аспирантуре у Г.Н. Рождественского. С 1992 года - главный дирижёр и художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России. Ансамбль солистов «Студия новой музыки» был основан в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». За прошедшие 18 лет ансамбль дал около 800 концертов, выступая не только в Москве и городах России, но и во многих странах Европы и в США.

Игорь Дронов. Заслуженный артист России. В 1992 году окончил Московскую государственную консерваторию: факультет хорового дирижиро-вания (класс проф. Б. Тевлина) и факультет оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Д. Китаенко), а в 1994 году - аспирантуру у проф. Д. Китаенко. Участвовал в мастер-классах Дж. Шолти и П. Булеза. Является главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым осуществил более 500 российских и мировых премьер.

Лев Конторович. Народный артист Российской Федерации. В 1964 г. окончил Московское государственное хоровое училище им. А. В. Свешникова, в 1969 г. - Московскую консерваторию (класс хорового дирижирования К.Б. Птицы, класс оперно-симфонического дирижирования Л.М. Гинзбурга, класс инструментовки А.Г. Шнитке). С 1996 г. доцент Московской консерватории, с 1999 г. - профессор кафедры хорового дирижирования, В настоящее время - заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого Хора «Мастера хорового пения РГМЦ».

Александр Соловьев. Художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории (2012). Доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства (2011). В 2002 г. с отличием окончил ди-рижерский факультет Московской консерватории (класс С. С. Калинина). В 2004 г. окончил аспирантуру Московской консерватории (руководитель Б.Г. Тевлин).

Татьяна Цареградская