Концерт памяти
Заслуженного деятеля искусств России,
доктора искусствоведения, профессора
Юрия Николаевича Холопова (1932-2003)
В программе:
Антон Веберн Квартет для скрипки, кларнета, саксофона и фортепиано, ор. 22Арнольд Шёнберг Четыре песни на стихи Рихарда Демеля и Йоханнеса Шлафа, ор. 2
Эдисон Денисов Силуэты для флейты, 2-х фортепиано и ударных
Николай Рославец Ноктюрн для гобоя и струнных
Сергей Прокофьев Пять пьес из балета «Золушка», обработка для скрипки и фортепиано М. Фихтенгольца
Антон Веберн Вариации для фортепиано ор. 27
Пьер Булез Сонатина для флейты и фортепиано
Оливье Мессиан Хвала вечности Иисуса для виолончели и фортепиано (из «Квартета на конец времени»)
Исполнители – солисты ансамбля Студия новой музыки
28 апреля в Рахманиновском зале Московской консерватории ансамбль «Студия новой музыки» представит программу памяти профессора Московской консерватории Юрия Николаевича Холопова (1932-2003).
Три года назад ушел из жизни выдающийся музыкант колоссального масштаба, теоретик музыки Юрий Холопов. Его отличали не только беспрекословный научный авторитет, энциклопедический склад мысли и колоссальное трудолюбие, но и такое качество, которое все реже и реже встречается среди музыкантов-теоретиков – непосредственная включенность в текущий творческий процесс. Сам Юрий Николаевич не писал музыки. Однако его дружба с композиторами-современниками (Денисовым, Смирновым, Корндорфом... этот список можно продолжить сколь угодно долго), совместное изучение музыки, участие в судьбе друг друга, творческие взаимовлияния, возникавшие между музыковедом и композиторами, были поистине уникальны для нашего времени, когда разделение музыкантов по специальности достигло своей высшей точки. Ветвящееся древо музыкальной истории было для него живым организмом, составной частью которого он был сам, живя музыкой своего времени.
Во многом благодаря его усилиям эта живая связь эпох восстанавливалась в самые тяжелые годы идеологического прессинга, когда накладывались гласные и негласные запреты на изучение и исполнение музыки разных эпох (в первую очередь, русского и западного авангарда), а советские классики (Скрябин, Прокофьев) тщательно оберегались от «формалистических» подходов к его изучению. Но колоссальная энергия Холопова не только дала нам новый подход к изучению классиков, но и ввела в повседневную музыковедческую и исполнительскую практику многие сочинения забытых русских авторов 1910-х – 1920-х гг., а также классиков ХХ века – композиторов нововенской школы, Мессиана, Булеза, Штокхаузена и других авторов.
Солисты ансамбля «Студия новой музыки» исполнят сочинения авторов ХХ века, любимых Юрием Николаевичем Холоповым, и во многом открытых им для нас – как для его учеников, так и для слушателей, далеких от профессиональных музыкальных кругов.
Фёдор Софронов