«Метаморфозы и симметрия барокко»
цена билета 500 - 2000
Абонемент № 27. «Магия барокко»
Алиса Тен (сопрано)
Ансамбль «Musica Tempora»
Ирина Рабчевская (барочная скрипка)
Мария Окунева (барочная скрипка)
Руст Позюмский (виола да гамба)
Ася Гречищева (лютня, теорба)
Дарья Борковская (клавесин)
В программе:
К. Монтеверди (к 400-летию со дня рождения), Дж. А. П. Меалли (к 400-летию со дня рождения), А. Бертали, М. Уччеллини, Б. Феррари, Ф. А. Бонпорти, Б. Марини, А. Страделла, Дж. Б. Фазоло, Л. Росси, Д. Ортиз, А. Пиччинини, А. Фальконьери
Идея изменчивости всех вещей, давно очаровывала человечество. Римский поэт Овидий, наиболее известный как автор сборника рассказов — «Метаморфозы» — в каждой из историй, основанных на древнегреческих и римских мифах, повествует о превращениях людей в животных, растениях или даже неодушевленных предметах, таких как ручьи в скалы.
Написанные в поэтической форме рассказы были настолько популярны, что послужили основой для многих художественных и музыкальных произведений на протяжении всей истории. Идея метаморфозы, как постоянного преображения и изменения, также буквально пронизывает вокальные и инструментальные сочинения итальянских авторов эпохи барокко. Импровизационность, вариативность изложения, изменчивость гармонических построений, контрастные смены темпов в ариях Клаудио Монтеверди, скрипичных сонатах Джованни Антонио Пандолфи Меалли и Бьяджио Марини, дуэтах Дарио Кастелло, клавирных пьесах Фрескобальди — все это уникальным образом демонстрирует трансформацию образов, характеров и аффектов.
Симметрия, является олицетворением устойчивости, уравновешенности и систематического расположения всего в мироздании. Музыкальные пропорции занимали композиторов на протяжении многих столетий. Понятие симметрии часто было связано с пространством и формой, повторностью строения. В Италии XVII века были особенно распространены жанры basso ostinato, такие как пассакалия, чакона, романеска, основу которых составляла неизменно повторяющаяся гармоническая последовательность и варьированная мелодия. Пропорционально равное количество тактов во фразах, двигающихся одна за другой, как бы по кругу, тем самым подчеркивая неизменность идею симметричной формулы.