«Двойные портреты»
цена билета 300 - 3000
Абонемент № 26
Георг Фридрих Гендель (1685-1759). К 340-летию со дня рождения
Альфред Шнитке (1934-1998). К 90-летию со дня рождения
Камерный оркестр «Rosarium»
Марина Катаржнова (скрипка)
Алсу Валиахметова (орган)
Ольга Дёмина (виолончель)
Михаил Дубов (фортепиано, клавесин)
Леонид Бакулин (контрабас)
Анастасия Алфёрова (арфа)
Александр Посикера (фагот)
Валентин Азаренков (кларнет)
Евсевий Зубков, Александр Суворов (ударные)
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Увертюра для оркестра, HWV 336
Концерт для органа и струнных соль минор, сoч. 4 № 1
Увертюра ля мажор из оперы «Giulio Cesare»
Concerto grosso фа мажор, сoч. 6 № 9
Альфред Шнитке (1934-1998)
Серенада
Гимны
17 ноября в Рахманиновском зале прозвучат сочинения Генделя и Шнитке. Их сочетание не случайно. Во-первых, юбилейные даты: 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя (1685–1759) и 90 лет со дня рождения Альфреда Шнитке (1934–1998). Есть и стилистические арки: Шнитке нередко включал в свои сочинения аллюзии на музыку Баха, Генделя, Вивальди. Его известное произведение «Сюита в старинном стиле» напрямую обращается к творчеству этих композиторов.
Однако программа представляет собой нелинейное сопоставление двух композиторов. Из наследия Генделя выбраны Увертюра для оркестра, Концерт для органа и струнных соль минор, Увертюра ля мажор из оперы «Giulio Cesare» и Concerto grosso фа мажор.
Во втором отделении прозвучат «Гимны» Шнитке для различных инструментальных составов. В «центре» всех четырех ансамблевых композиций – виолончель, которая становится лидером, тембровым стержнем цикла. Поэтому все четыре гимна посвящены виолончелистам.
Первый – известному австрийскому музыканту Хайнриху Шиффу, второй – участнику квартета имени Бородина Валентину Берлинскому, третий – артисту Ансамбля солистов Большого театра Александру Ивашкину, четвертый – победителю III Международного конкурса имени Чайковского Каринэ Георгиан. Вначале был написан третий гимн. Он возник из музыки к кинофильму режиссера Игоря Таланкина «Дневные звезды», где был эпизод воображаемого отпевания в церкви царевича Дмитрия. В первом гимне Шнитке обратился к подлинным темам знаменного распева из сборника Николая Успенского «Древнерусское певческое искусство». Гимн строится как цикл вариаций. Во втором гимне композитор не обращался к церковным темам, но использовал звуковые символы не менее значимые и универсальные. Гимн построен на контрасте объективного и субъективного: спокойствия звучащей природы и полного смятения человеческой души. Четвертый гимн суммирует материал и инструментальные краски предыдущих, объединяя всех участников в большой ансамбль. Ранняя Серенада отражает стремление Шнитке к эпатажу, провокации, в ней отчетливо слышны джазовые интонации.
Исполнит эту необычную программу камерный оркестр «Rosarium» и солисты: Марина Катаржнова (скрипка), Алсу Валиахметова (орган), Ольга Дёмина (виолончель), Михаил Дубов (фортепиано, клавесин), Леонид Бакулин (контрабас), Анастасия Алфёрова (арфа), Александр Посикера (фагот), Валентин Азаренков (кларнет), Евсевий Зубков, Александр Суворов (ударные).