Никита Тонконогов (фортепиано)
В программе:
И. С. Бах — Ф. Бузони
Токката и фуга ре минор
Л. ван Бетховен
Соната № 12 ля-бемоль мажор, соч. 26
И. Брамс
Четыре пьесы, соч. 119
Ф. Шуберт
Три пьесы для фортепиано, D 946
Фантазия «Скиталец» до мажор, соч. 15
30 ноября в Малом зале Московской консерватории выступит пианист Никита Тонконогов.
Никита Тонконогов – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Бернского университета искусств. Играть на фортепиано начал в возрасте четырёх лет, в девять – дебютировал с оркестром на сцене Большого зала Московской консерватории, в одиннадцать дал свой первый сольный концерт. Американский пианист Вэн Клайберн выделял его среди молодого поколения русских пианистов, отмечая его «замечательную индивидуальность и превосходную технику».
С 2014 по 2021 годы Никита Тонконогов проживал преимущественно в Швейцарии, где активно концертировал. Участвовал в фестивалях в Байройте, Зальцбурге, Нью-Йорке и Давосе. «Российская газета» отмечала: «В полных тонких нюансов интерпретациях Тонконогова чувствуется неумолимая пульсация жизни». Немецкая Schwäbische Zeitung назвала его «пианистом экстра-класса». Выдающийся финский пианист Матти Раекаллио назвал его «ярким талантом с превосходными музыкальными и интеллектуальными способностями». Пианист совершенствовал своё мастерство под руководством многих прославленных музыкантов: К. Хельвиг (Берлинский университет искусств), Дж. Ловенталь и М. Раекаллио (Джульярдская школа), Л. Дорфман (Академия музыки Тель-Авива). Сотрудничал с Хельмутом Лахенманом. В 2018 стал победителем Международного конкурса пианистов имени Зигфрида Вайсхаупта. В 2023 году Никита Тонконогов стал участником проекта Табриза Шахиди «Русская фортепианная школа. Мастера и наше будущее».
Концерт откроет одно из самых узнаваемых сочинений классической музыки – «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха для органа в переложении для фортепиано соло композитора и пианиста Ф. Бузони. Виртуозная транскрипция передает мощные звучания, объём и богатство тембров органа. В пьесе одновременно сочетаются строгость и размеренность барочной музыки и яркий романтический пианизм начала ХХ века. Далее прозвучит Соната №12 соч. 26 Людвига ван Бетховена. Одна из наиболее часто исполняемых сонат венского классика была любима многими пианистами от Ф. Шопена до С. Рихтера. Четыре части выражают различные настроения: от благородной темы с вариациями в начале и шутливого скерцо, до знаменитого «Траурного марша на смерть героя» и жизнеутверждающего финала, словно сметающего все печальные настроения стремительным и легким бегом пассажей. Завершат первое отделение четыре пьесы И. Брамса соч. 119. Это последнее сочинение композитора, написанное для фортепиано.
Во втором отделении прозвучат сочинения Ф. Шуберта. Три пьесы сочинения 1828 года, написанные незадолго до смерти, можно рассматривать как своего рода музыкальное завещание автора. Музыка вобрала в себя всё, что свойственно творчеству Шуберта: песенный мелодизм, повествовательность, резкие смены состояний – от сумрачно-мрачных, отчаянных до наивных и просветлённых. Завершит концерт фантазия Шуберта «Скиталец». Основой и тематическим зерном произведения послужила одноимённая песня для голоса и фортепиано, которую композитор развил в масштабное четырёхчастное полотно.