Бенефис Заслуженного артиста РФ Александра Чернова (скрипка)
В программе:
Дж. Тартини — Ф. Крейслер
Соната для скрипки и фортепиано «Трель дьявола»
Н. Паганини
«Ведьмы», соч. 8
И. С. Бах
Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло
М. Равель
«Цыганка», рапсодия для скрипки и фортепиано, соч. 76
Л. ван Бетховен
Соната № 9 для скрипки и фортепиано «Крейцерова», соч. 47
П. Сарасате
Интродукция и тарантелла, соч. 43
12 декабря в Малом зале Московской консерватории состоится праздничный концерт — бенефис скрипача-виртуоза Александра Чернова.
Его педагогом с юных лет был профессор Московской консерватории Б. Е. Кузнецов, воспитавший таких звёзд исполнительского искусства, как О. Каган, Ж. Тер-Мергерян, Н. Бейлина и другие. Несмотря на то, что профессор говорил, что «не занимается с маленькими», он с детского возраста взял А. Чернова в свой класс.
После окончания Московской консерватории и аспирантуры музыкант начал активную концертную деятельность, выступая в качестве солиста в России и за рубежом. Его репертуар охватывает историю скрипичного искусства, начиная с XVIII столетия, включая 24 каприса Н. Паганини и все сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха.
Александр Чернов выступает не только как солист, но и как ансамблист и руководитель оркестров. На протяжении многих лет он был солистом Ансамбля современной музыки. Со своим камерным ансамблем «Violini di Maestro» скрипач впервые в Москве исполнил многие неизвестные шедевры А. Вивальди. Также музыкант основал Концертный оркестр имени Рахманинова. Постоянно проводит просветительские абонементы в лучших концертных залах Москвы.
Дискография А. Чернова насчитывает более 30 изданных записей.
Для своего бенефиса маэстро выбрал программу, состоящую из шедевров, составляющих «золотой фонд» скрипичного репертуара и горячо любимых публикой. Это произведения, требующие от исполнителя высочайшего технического мастерства, виртуозного владения звуком и магнетической энергетики.
Исполнитель говорит о своей программе: «Трель Дьявола», по легенде, навеяна Дж. Тартини сном, где сам Дьявол играл ему эту сонату. Проснувшись, композитор записал её по памяти. Часто исполняемое с каденцией выдающегося скрипача Ф. Крейслера, который добавил её к сонате Тартини, будучи ещё совсем юным — в возрасте 16 лет — это сочинение уже более трёх столетий будоражит воображение слушателей.
Очаровательные «Ведьмы» Н. Паганини — это не просто блестящая колоритная музыкальная зарисовка: в них заключена буквально вся богатейшая палитра виртуозных технических приёмов игры гениального итальянца.
Одно только название следующего сочинения — «Чакона» Баха — говорит само за себя: не требующее комментариев, оно настраивает слушателя на соприкосновение с высшей творческой энергией, и остаётся лишь благоговейно слушать это грандиозное произведение искусства.
Второе отделение концерта откроется пылкой «Цыганкой» М. Равеля, с её броскими красками и неукротимым темпераментом. Центром концерта станет знаменитая «Крейцерова» соната Бетховена, в которой отражён весь спектр человеческих переживаний: от страдания и мятущихся поисков к просветлению и умиротворению. Завершит вечер изящная фееричная пьеса прославленного испанского виртуоза П. Сарасате «Интродукция и тарантелла».
Творческим партнёром Александра Чернова в этот вечер выступит известный пианист Евгений Стародубцев.