Алина Подзорова «Периодическая система».
цена билета 200
Опера-притча по мотивам одноименной книги П. Леви
Либретто —
Ася Чащинская
Действующие лица и исполнители:
Примо Леви — Игорь Витковский (бас)
Доктор Л. Мюллер — Константин Самойлов (тенор)
Ирит — Светлана Злобина (меццо-сопрано)
Голос Матери — Ольга Реутова (сопрано)
«Ad Hoc Ensemble»
Дирижёр-постановщик —
Джереми Уолкер
Режиссёр-постановщик —
Николай Панин
Художник-постановщик —
Екатерина Витковская
Режиссёр по пластике —
Елизавета Муравьёва
Опера А. Подзоровой «Периодическая система» написана по мотивам одноименной книги Примо Леви — итальянского учёного и литератора, пережившего ужасы фашистских лагерей.
Название оперы связано не только с заглавием первоисточника. Его дополнительный смысл раскрывает цитата из либретто: «Жизнь на земле — это периодическая система».
Книга П. Леви стала важной вехой в истории литературы, поскольку именно она ввела в общественное сознание европейцев саму проблематику Холокоста, лагерей массового уничтожения, экзистенциальный опыт обречённых на смерть. Она представляет собой сборник автобиографических рассказов, в которых запечатлены важные и знаковые для писателя события его жизни. П. Леви стал для Италии и всего мира символической фигурой, олицетворяющей антифашизм.
По жанру спектакль — это опера-притча. В основу её концепции положено личное переживание человека, оказавшегося на грани жизни и смерти в концентрационном лагере. В основе сюжета оперы — взаимоотношения двух героев: Примо Леви и руководителя химической лаборатории в Освенциме доктора Лотара Мюллера. Судьба столкнула их вновь уже в послевоенное время — через 20 лет после освобождения Освенцима.
Примечательно, что в 2006 году Британский Королевский Институт объявил книгу Леви «лучшей книгой всех времён о науке». Будучи по профессии химиком, автор видит все события, встречи и взаимоотношения людей сквозь призму превращений и взаимоотношений химических элементов друг с другом.
В связи с этим в концепции оперы отражены философские представления о том, что вся жизнь человека, все его эмоции реализуются на уровне химических превращений элементов. Поэтому в опере присутствуют шесть глав, каждая из которых посвящена определённому химическому элементу и тому значению, которое он олицетворяет в истории человеческой культуры:
Глава 1. Кислород. Дыхание и Горение
Глава 2. Углерод. Алмаз или Пепел
Глава 3. Золото. Власть и Любовь
Глава 4. Свинец. Тяжесть и Ненависть
Глава 5. Мышьяк. Страх смерти, огонь и агония
Глава 6. Хлорид натрия. Память и Слёзы
Спектакль отражает эстетику метамодернизма. Герои оперы — это собирательные образы из книги, каждый из которых связан с вечными архетипами: Мюллер представлен не только как действующее лицо, и как олицетворение вечного насилия и агрессивной силы, Ирит — не только персонаж оперы, но и символ вечной женщины, существующей во все времена, и, наконец, собирательный Голос Матери одновременно является и Голосом Матери каждого человека.
В спектакле будет звучать авторский музыкальный инструмент Сергея Филатова «Duofluctus», который участвовал в основной программе 58-ой Венецианской биеннале современного искусства, 2019 (Павильон Арсенале).