Александр Мосолов. К 120-летию со дня рождения
Исполнители:
Екатерина Кичигина (сопрано)
Мона Хаба (фортепиано)
Наталия Черкасова (фортепиано)
Струнный квартет «Студия новой музыки»:
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Анна Бурчик (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижёр —
Игорь Дронов
Камерный хор Московской консерватории
Дирижёр —
Александр Соловьёв
В 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения одного из лидеров раннего русского авангарда Александра Мосолова. Его симфоническая картина «Завод. Музыка машин» — это столь же значимая «визитная карточка» своей эпохи, как и «Чёрный квадрат» Малевича.
Композиции Мосолова 1920-х годов — это музыкальный конструктивизм. К теоретикам-конструктивистам в те годы близко примыкали поэт Сельвинский, писатель Шкловский, художник и фотограф Родченко, режиссёр Вертов.
Cреди композиторов Мосолов был едва ли не единственным, кто придерживался конструктивистских идиом. Его «Газетные объявления» манифестируют музыку факта, музыку-вещь: вот эпизод жизни маленького человека. А вот вышел следующий номер газеты, старый номер выкинули вместе с этим фактом. Но объявление обретает вторую жизнь как аппликация в музыкальном произведении. Вспомним коллажи художников-авангардистов, наклеивающих газетные вырезки и этикетки на свои полотна! А в других своих сочинениях Мосолов просто монтирует музыкальные эпизоды, подобно тому, как это делали в кино и фотографии Вертов и Родченко.
Монтаж может быть нарочито небрежным, что придаёт ещё большую яркость странным, часто гротескным музыкальным образам в диапазоне от фокстрота до пародийной фуги. Или, например: вот деревня. А вот едут трактора с популярной в те годы песней «Вперёд, заре навстречу».
Как и другие авангардисты 1920-х, Мосолов подвергался критике со стороны культурного истеблишмента первой половины 30-х.
Изучая и используя среднеазиатский фольклор, он делал шаг навстречу идеологам искусства. Но даже сочинение музыки в духе соцреализма не уберегло композитора от репрессивной машины. Он был арестован и отправлен в трудовой лагерь. При аресте пропал целый чемодан с нотами сочинений, которых мы больше, наверное, уже никогда не услышим.
Чудом он вышел на свободу в «бериевскую оттепель», в 1938 году, и продолжил сочинять добротную, «академически и идеологически выверенную» музыку, и уже никогда более не возвращался к своему опыту авангарда. Об этом свидетельствуют многочисленные сочинения для хора a cappella или для хора в сопровождении оркестра русских народных инструментов, написанные словно бы совсем другим автором, нежели Мосолов был в начале своего творческого пути.
Имя композитора было забыто до конца семидесятых годов, пока не ушли из жизни все его критики.
В программе концерта в Рахманиновском зале представлены произведения Александра Мосолова как авангардного периода, воссоздающие причудливый и резкий, гротескный и временами очень печальный музыкальный мир композитора, так и хоровые миниатюры позднего этапа жизни, свидетельствующие о творческой капитуляции художника, раздавленного и подавленного тоталитарной машиной власти.
Ссылки
Игорь Дронов
Заслуженный артист России
Александр Соловьёв
Заслуженный артист Республики Абхазия