К 85-летию Арво Пярта
цена билета 300 - 600
Международный фестиваль современной музыки «Зеркало в зеркале»
Ансамбль современной музыки «Altro coro»
Художественный руководитель и дирижёр —
Александр Рыжинский
Евгения Кривицкая (орган)
Московский камерный «Шнитке-оркестр»
Художественный руководитель и дирижёр — заслуженный артист РФ
Игорь Громов
Камерный хор Московской консерватории
Художественный руководитель и дирижёр —
Александр Соловьёв
Художественный руководитель фестиваля — Денис Голубев
4 октября в Малом зале Московской консерватории состоится концерт международного фестиваля «Зеркало в зеркале», идейным вдохновителем и художественным руководителем которого стал Денис Голубев.
Текущий год стал юбилейным не только для Арво Пярта, но и для фестиваля: музыкальное торжество в честь эстонского классика пройдет уже в пятый раз. Изначально посвященный его творчеству — ведь само название фестиваля цитирует заглавие одного из его сочинений, — ныне проект превратился в солидный и резонансный музыкальный форум, знакомящий слушателя с интересными композиторскими фигурами современного мира. И, конечно, в центре фестивальных программ остается творчество всемирно известного эстонского композитора, в этом году отмечающего свое 85-летие.
Ещё до того, как сформировался оригинальный стиль Арво Пярта, музыкант впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир» — говорит он. Словно божественное озарение, он открыл композитору окно в другой мир.
Пярт фиксирует в своих дневниках мелодии григорианских хоралов, которые послужили интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли её «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.
По замыслу автора программы, профессора Московской консерватории Александра Соловьёва, её главный стержень — в идее зеркальности, а основной модус — в медитации. Первый аспект выражен в выборе сочинений второго отделения, где в исполнении московского камерного Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижёр Игорь Громов) прозвучат «Кант памяти Бенджамина Бриттена» Пярта и «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» Бриттена.
Медитативностью и «сакральным минимализмом» объединены произведения Пярта в первом отделении. Пьеса для органа соло «Тривиум» и «Salve Regina» — выбор Камерного хора МГК и его лидера Александра Соловьёва и профессора Евгении Кривицкой (орган), по мнению которых «эта музыка погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект “застывшего” времени становится осязаемо экзистенциальным».
Свой взгляд на наследие юбиляра представит Ансамбль современной музыки «Altro coro» и его руководитель, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский. «Выбранные нами сочинения, безусловно, относятся к числу самых известных хоровых пьес a cappella Арво Пярта. Определенные особенности словесных рядов и фактурных идей позволили объединить их в микроциклы: первые две пьесы («The Deer’s cry» и «Morning star») созданы на тексты молитв св. Патрика и св. Беды Достопочтенного. Общее в них — строгая линия солирующих сопрано на фоне аккордовой или унисонной фактуры остального хора; вторая пара сочинений — «Tribute to Caesar» (Матф. 22, 15-22) и «The Woman with the Alabaster box» (Матф., 26, 6-13) — по сути, примеры нового жанра, хоровой евангельской притчи, отмеченной строгим, даже аскетичным изложением Евангельского текста на английском языке. В завершении программы — величественный Nunc dimittis, текст которого, взятый из Евангелия, давно стал самостоятельной молитвой, занимающей важное место как в католическом, так и в православном (“Ныне отпущаеши”) богослужении».
Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Ссылки
Александр Соловьёв
Заслуженный артист Республики Абхазия