Тигран Алиханов (фортепиано)
В программе:
Л. ван Бетховен
Сонаты для фортепиано
- № 17 ре минор, соч. 31 № 2
- № 23 фа минор «Аппассионата», соч. 57
- № 26 ми-бемоль мажор «Прощальная», соч. 81а
- № 32 до минор, соч. 111
12 сентября в Малом зале консерватории прозвучат сонаты Бетховена – признанные вершины в этом жанре. Выбор народного артиста России, профессора Московской консерватории Тиграна Алиханова даст представление о разных периодах творчества композитора, покажет эволюцию его взглядов и эстетики.
Соната № 17 (1802) продолжает линию сонат-фантазий: лирико- психологический, страстный тон высказывания, психологические контрасты высокого уровня напряжения, приёмы импровизационной, фантазийной музыки. Хотя в отличие от сонаты № 14 в ней нет заголовка «Sonata quasi una Fantasia», но всё указывает на принадлежность сочинения к этому направлению, недаром у сонаты есть негласный подзаголовок: «соната с речитативами».
Соната № 23 «Аппассионата» (1804-1805) относится к самым популярным произведениям Бетховена в России, не в последнюю очередь из-за знаменитого высказывания В.И. Ленина «ничего не знаю лучше Appassionata, готов слушать её каждый день». Название «Аппассионата» отсылает нас к ремарке appassionato, что значит «страстно», однако оно не было дано сонате фа-минор самим Бетховеном. Впервые это название встречается на титульном листе нот, изданных гамбургским издателем Кранцем в 1838-м году в переложении для исполнения в четыре руки. Характеристика, данная произведению издателем, оказалась очень удачной и стала практически официальным названием сонаты.
Соната № 26 ми-бемоль мажор («Прощальная») относится к 1809-1810 годам. Она посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому и получила своё название по случаю его вынужденного отъезда из Вены во время войны. Под первыми тремя нотами сонаты Бетховен написал подтекстовку: Lebewohl («Прощайте»).
Соната № 32 также посвящена эрцгерцогу Рудольфу и завершает гигантский цикл, одновременно подводя черту эре классической сонаты и открывая дверь романтически-свободным трактовкам жанра. В сонате op. 111 Ромен Роллан видит произведение «возвращённой силы», обнаруживающее «полноту могущества и полноту безмятежности». Он пишет, что в Ариэтте Бетховен — «подлинный владыка жизни». Здесь «бесконечная греза», «высочайшее спокойствие», «безмятежность, могущество которой скрыто под почти неподвижной улыбкой Будды».
Обращение Тиграна Алиханова к наследию Бетховена неслучайно: он один из редких пианистов нашего времени, в чьем репертуаре все 32 сонаты композитора, более того, он неоднократно исполнял их циклом в течение 1-2 сезонов.
Ссылки
Тигран Алиханов
Народный артист России