Иранская классическая музыка
цена билета 300 - 2000
«Восторг освобождения»
Хосейн Нуршарг (аваз)
Группа «Гамар»:
- Навид Дэхган (каманче, руководитель группы)
- Бехзад Раваги (тар)
- Алиреза Геранфар (сантур)
- Хоссейн Мохаммад Хоссейни (нэй)
- Шахин Сафаи (бам-тар)
- Сэпидэ Шайянрад (томбак)
Струнный квартет:
- Алексей Гуляницкий (I скрипка)
- Наринэ Нанаян (II скрипка)
- Евгений Щербино (альт)
- Людмила Губкина (виолончель)
Иран издревле славился вдохновенными и ярко мелодичными песнями-таснифами, которые веками хранились в памяти народа, а порой играли заметную роль в непростой истории страны, становясь символами свободы и борьбы за независимость. Сохранилось это искусство и в наши дни, и с успехом развивается современными иранскими композиторами. Характерно, что при своей внешней доступности, таснифы являются частью иранской классической музыки, так как создаются на основе строгого канона и ладовых систем-дастгахов. Будучи живой неувядающей традицией, иранская классическая музыка развивается в постоянном соприкосновении с музыкальными явлениями соседних культур, в том числе привлекая в своё поле звуковые краски инокультурных инструментов, динамические и тембровые возможности европейских ансамблей и оркестров.
Автор фиксированной, композиторской части программы «Восторг освобождения», признанный исполнитель на иранском смычковом инструменте каманче Навид Дэхган, руководитель уже известной в России группы «Гамар», на сей раз решил реализовать свои идеи с помощью струнного квартета, представленного талантливыми московскими музыкантами, артистами ГАСО имени Е. Ф. Светланова. Полнота и объёмность звучания, достигнутая сочетанием иранских и европейских инструментов, уравновешивается изысканностью и свежестью колорита тех разделов, где господствует собственно иранская традиция.
Именно в эти моменты участникам музыкального действа открывается одно из драгоценных достижений мировой культуры — искусство классического иранского пения аваза. Для исполнителя аваза его мастерство — это не просто филигранное владение голосом как совершеннейшим звуковым инструментом. Это доскональное знание канона, требующее долгих лет освоения и запоминания огромного свода звуковых моделей и правил их соединения. Это обладание особой врождённой интуицией, неустанно совершенствуемой в течение всей жизни и позволяющей музыканту растворяться в процессе сиюминутного созидания звукового потока, уносящего от материального мира высоко в духовные сферы. Единожды соприкоснувшись с подлинным искусством аваза, понимаешь, что музыка — это воистину божественная сущность, способная напрямую, минуя все преграды разума, логики и рационального расчёта проникать в корень сердца и пробуждать в нём опыт и память единого общечеловеческого духа.
Прирождённый носитель этой удивительной традиции и её глубокий знаток, выдающийся иранский певец Хосейн Нуршарг — всегда долгожданный гость для концертных залов Москвы и других городов России. Проникновенность и теплота его голоса, захватывающая искренность и завораживающая красота его звуковых посланий рождают в сердцах слушателей неподдельную радость и благодарность за пережитые мгновения духовного полёта.
Пресс-релиз подготовлен
Научно-творческим центом «Музыкальные культуры мира»
+7 (495) 629-21-91