«In A Pattern»
Ансамбль «iCQ-project»
в составе:
Ася Соршнева (скрипка)
Ольга Дёмина (виолончель)
Мария Алиханова (флейта)
Валентин Азаренков (кларнет)
Ксения Башмет (фортепиано)
Андрей Винницкий (ударные)
В концерте принимают участие:
Наталия Черкасова (фортепиано)
Антон Прищепа (кларнет)
Владимир Терехов (ударные)
Марк Бурлай (чтец)
В программе:
Д. Лэнг
«These Broken Wings» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных
«Light Moving» для скрипки и фортепиано
С. Райх
«Violin Phase» для скрипки и фонограммы
«Vermont Counterpoint» для флейты и фонограммы
Двойной секстет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, вибрафона, фортепиано и фонограммы
Ф. Ржевский
«Coming Together» для чтеца и ансамбля
30 июня в Рахманиновском зале Московской консерватории пройдет концерт под названием «In a Pattern». «Pattern» — это английское слово, которое определяет основной элемент минимализма в музыке — направления, зародившегося в конце 60-х годов в галереях Нью-Йорка. В минимализме этот элемент тождествен целому; границы начала и конца условны; форма адекватна времени, в котором существует.
Три американских композитора, представленные в данной программе, очень разные. Например, концептуалист Фредерик Ржевский скорее пользуется минималистскими техниками тогда, когда ему это нужно для воплощения идеи. Стива Райха принято считать одним из основателей минимализма, в то время как Дэвид Лэнг считается уже постминималистом.
«Пьеса «Coming Together» была написана в декабре 1971. В сентябре этого же года заключённые тюрьмы «Аттика» в Нью-Йорке восстали и взяли контроль над частью здания. Среди их требований в первую очередь было признание права заключённого на «человеческое лечение». После нескольких дней переговоров губернатор отдал распоряжение полиции взять тюрьму силой. Впоследствии было убито 43 человека, включая охранников, которых взяли в заложники заключённые. Одним из убитых был Сэм Мелвилл, чьё письмо своему другу было опубликовано в журнале. Письмо описывало время, проведённое Мелвиллом в тюрьме. Текст произвёл на меня сильное впечатление, с одной стороны, своей поэтичностью, а с другой стороны, своей скрытой иронией. Я читал его раз за разом. Мне казалось, я пытался одновременно выхватить чувство физического присутствия автора и разгадать скрытый смысл простого, но в то же время двусмысленного языка», — писал Ф. Ржевский.
«Все три части секстета "These broken wings" сконцентрированы на трёх различных физических, а так же музыкальных состояниях. Музыка первой части требует от исполнителей невероятной концентрации и выдержки. Печальные нисходящие ходы доминируют в медленной второй, части – здесь я дал смутные, но, надеюсь, вдохновляющие исполнителей, объяснения о том, что они должны в паузах ронять предметы. Музыку третьей части я хотел сделать танцевальной, как бы подталкивающей вперёд, в надежде, что это будет стимулировать исполнителей делать то же самое», — рассказывал Д. Лэнг.
«Когда молодые Стив Райх и Филипп Гласс жили рядом друг с другом в Нью-Йорке в конце 60-х, они основали фирму по перевозке мебели под названиями «Chelsea light moving». Их фирма долго не продержалась, но мне всегда нравились замысел и название. И, так или иначе, моя пьеса напоминает мне о том времени, том месте и тех звуках». Д. Лэнг
«Violin Phase» (1967). В разные периоды творчества Стив Райх пишет пьесы сериями, основанными на технике письма, которая его в тот момент занимает. В 60-70-е годы это был «фазовый сдвиг» — Piano Phase, Violin Phase, Phase Patterns, Clapping Music, Music for pieces of wood, в 80-е — идея выведения всей музыки из одной партии-серия «контрапунктов» для различных соло инструментов с электроникой. К ним относится и Vermont Counterpoint (1982) для флейты и фонограммы или одиннадцати флейт.
«Двойной секстет» (Double Sextet), удостоившийся Пулитцеровской премии в 2009 году, был заказан ансамблем Eighth Blackbird и впервые исполнен в Ливерпуле, в зале St. George, 21 ноября 2008 года. Это произведение для шести или двенадцати музыкантов, которые играют одновременно с воспроизведением записи их же исполнения.
Ансамбль «iCQ-project» ставит перед собой цель объединения академической современной музыки с мультимедиа. Семь лет назад ансамбль представил Московской публике российскую премьеру произведения легендарного американского композитора Стива Райха Double Sextet, написанный ко вручению композитору в 2009 году Пулитцеровской премии. В 2015 году ансамбль записал и внёс его в альбом Vaticination (Предсказание), наряду с произведениями Сильвестрова, Пелециса и Адамса. В 2016 году анстамбль принимал участие в фестивале Soundscape, который проводился совместно с фестивалем Архстояние. В июне 2017 года ансамбль принимает участие в открытии фестиваля Aufwind в Вене.
Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
Тел. +7 (495) 629-06-38
e-mail: mgk-info@mail.ru