цена билета 300 - 800
Навстречу юбилею ФИСИИ
«Ломаем стереотипы!»
«Danse macabre»
Клавесинный дуэт «А&А»
в составе:
Анна Кискачи
Анастасия Антонова
В программе:
Музыка в переложении для клавесина в 4 руки и двух клавесинов:
Ж.-Б. Люлли — Ж.-Б. Д’Англебер
«Танец безумия»
Г. Ф. Гендель
«Танец любви»
Г. Пёрселл
«Танец жизни»
Британские танцы
А. Дворжак
Славянские танцы
И. Фробергер
«Танец смерти»
Д. Лигети
«Танец смерти»
К. Сен-Санс
«Танец смерти»
Дворжак и Сен-Санс на клавесине?! Именно так! Для дуэта «A&A» неординарный подход к прародителю современного рояля — творческое кредо, основа основ. Анна Кискачи и Анастасия Антонова доверяют клавесину любую музыку — от эпохи Ренессанса до наших дней. Благодаря дуэту мы становимся свидетелями переоценки возможностей клавесина, растущего интереса к нему. Того, кто всё ещё думает, что клавесин — старомодный инструмент с ограниченными возможностями, ожидает настоящее потрясение.
Экстравагантный ансамбль «A&A» — уникальный в России проект. Его солистки Анна Кискачи и Анастасия Антонова обучались в ведущих вузах Москвы, Зальцбурга, Вены и Мюнхена у лучших педагогов, завоевали дипломы и премии крупнейших клавесинных конкурсов в мире — им. И. С. Баха в Лейпциге, Пражская весна в Чехии, «Musica Antiqua» в Брюгге, им. А. Волконского в Москве, «Yamanashi» в Японии, «Svirel» в Словении. Блистательные выступления на престижных международных фестивалях принесли ансамблю европейское признание и известность.
Пресса не скупится на похвалы, отмечая яркую музыкальность, интеллект, темперамент, мастерство и чувство юмора артисток. Примечателен отзыв директора фестиваля в Граце Матиса Хубера: «Анна Кискачи и Анастасия Антонова — фантастические клавесинистки. Они завораживают всем: сверхвиртуозной и осмысленной игрой, внешней привлекательностью и особенным имиджем. Их идеи весьма нетривиальны и любопытны. Это клавесинистки новой формации: кроме барокко, они исполняют музыку, которая совершенно не предназначена для клавесина. Они открывают новый подход к этому инструменту, новые звуковые краски и новое звучание произведений — как незаслуженно забытых, так и всем хорошо известных».
Дебютная программа дуэта «A&A» с мистическим названием «Danse Macabre» представляет музыкально-аллегорические фигуры Безумия, Любви, Жизни и Смерти. Прозвучат танцы пяти веков — от старинных паван и гальярд до Венгерской пассакалии Лигети, а венцом программы станет хит ансамбля — «Пляска смерти» Сен-Санса, аранжированная дуэтом для клавесина в 4 руки. Кроме того, каждое произведение программы получит собственную визуальную концепцию, индивидуальный образ, созданный художником Василием Бычковым и оживший благодаря анимации от компании «Artnovi».
Загадочная аббревиатура ФИСИИ расшифровывается непросто: факультет исторического и современного исполнительского искусства — заповедная территория в Московской консерватории, уникальный, не имеющий аналогов пример в российском художественном образовании. Здесь выращивают питомцев особой породы — музыкантов, которые способны переноситься на «машине времени» в самые разные эпохи, моделируя исполнительские стили времён Баха, Моцарта, Шуберта, Кейджа. Для них барокко столь же современно, что и авангард, и наоборот.
«Нынешний всплеск интереса к барочной музыке, вообще к старой музыке — это всплеск современной культуры, когда нехватка современного ресурса или исчерпанность классическо-романтической музыки вынуждает искать что-то новое в прошлом, — размышляет один из основателей ФИСИИ, народный артист России, профессор Алексей Любимов. — Считаю, мы достигли огромнейших успехов: создали школу музыкантов очень высокого профессионального уровня, прежде всего, на клавесине и исторических фортепиано, траверс-флейте, скрипке и виолончели. Они стали победителями крупнейших международных конкурсов исполнителей на барочных инструментах».
Свой юбилейный фестиваль к 20-летию основания фисиишники назвали «Ломаем стереотипы!», и это не бравада. Они смогли преодолеть суждения скептиков, считавших прогресс в искусстве необратимым и непререкаемым. Теперь исполнять фуги Баха на клавесине или сонаты Бетховена на хаммерклавире — признак «хорошего тона», востребованность выпускников факультета бесспорна, поскольку каждый — «штучный товар», разбирающийся не только в практике, но и в тонкостях истории и теории старинного исполнительства.
Три концерта, разумеется, не вмещают и доли того многоцветья творческих сил: тут задача изящнее — «зацепить» слушателя нетривиальным месседжем. 16 июня фестиваль откроется не помпезным парадом, а эфемерным клавесинным дуэтом «A&A». Анна Кискачи и Анастасия Антонова сыграют танцевальные пьесы в переложении для клавесина в 4 руки и двух клавесинов — от Пёрселла до Сен-Санса. 23 июня — транскрипции и оригиналы сочинений Доуленда, Шопена, Франка, которые приготовили Александр Браже (фортепиано), Алексей Стрельников (скрипка), Виталий Гребенников (вокал). Наконец 29 июня — самая эпатажная программа. «Американские горки», музыка для пианолы, рояля вплоть до подготовленного фортепиано, где объединятся мультиинструменталисты Алексей Любимов, Пётр Айду и Александр Зенин (пианола).
«Роль музыки меняется, — считает Алексей Любимов. — Выплёскиваясь из неслышного и невидимого общего музыкального космоса, в котором она коренится, музыка принимает разные формы. Сначала это музыка традиционных культур, связанных с отправлением религиозных ритуалов. Там она играет роль связующего звена между человеческой душой и той сферой, куда эта душа должна стремиться. Музыка в этом смысле — даже уже не музыка в нашем понимании, это носитель духовного пути. Превращаясь в ходе истории в формы, отделенные от ритуальности, становясь искусством, она оказывается языком, который люди используют, говоря не только о божественном; они стремятся понять музыку саму по себе».
Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
Тел. +7 (495) 629-06-38
e-mail: mgk-info@mail.ru