цена билета 300 - 800
Московский Пасхальный фестиваль
Художественный руководитель –
Валерий Гергиев
Российско-немецкая музыкальная Академия
Ансамбль 2012 (Россия — Германия)
Станислав Малышев (скрипка)
Кристина Брабец (скрипка)
Степан Стариков (скрипка)
Елена Пшеничная (скрипка)
Андреас Фельдман (скрипка)
Фридеман Хеккер (альт)
Дария Барлыбаева (альт)
Якоб Штеп (виолончель)
Марк Горшков (виолончель)
Сергей Журавель (флейта)
Фёдор Егоров (гобой)
Илья Ярцев (кларнет)
Виктор Таран (валторна)
Николаус Рексрот (фортепиано)
В программе:
Фантазия «На волне Чайковского»
(по пьесам из цикла «Времена года»)
Версия для ансамбля: В. Барыкин, К. Бодров
Электроника: И. Кефалиди, Н. Рексрот
Ф. Мендельсон
Октет для струнных ми-бемоль мажор, соч. 20
Программа, представляемая Ансамблем «2012» российско-немецкой молодёжной Академии в дни празднования Победы над нацизмом, символична. Ансамбль исполняет популярнейшие в своих странах произведения национальных музыкальных классиков — П.И. Чайковского и Ф. Мендельсона. В мрачные времена нацизма имена обоих этих композиторов исчезли из немецких афиш, и их возвращение в свое время стало символом духовной победы и, в конце концов, — символом победы муз над пушками.
Символично также, что в юбилейный год Чайковского немецкие и российские музыканты представят на сценах, связанных с именем композитора, одно из его наиболее популярных произведений — «Времена года», при этом в новой инструментальной версии, сделанной специально для ансамбля 2012.
«Времена года» были написаны Чайковским в 1875 г. по заказу известного петербургского издателя Н.Бернарда, обратившегося к композитору с предложением написать для журнала «Нуввелист» цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Сохранился ответ композитора: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам... Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».
Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го предыдущего месяца. Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно «усовершенствование»: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Против этой идеи Чайковский не возражал (по материалам А. Майкапара).
По заказу Ансамбля «2012» композиторы В. Барыкин и К. Бодров сделали переложение цикла Чайковского для камерного ансамбля с целью расширить классический русский репертуар для смешанных камерных ансамблей. Специально для молодежной аудитории Н. Рексрот сочинил электронные интермедии между пьесами, которые призваны не только передать звуковую атмосферу того или иного времени года, но и объединить контрастные пьесы цикла в единую композицию.
Октет Феликса Мендельсона ми-бемоль мажор, соч. 20, написан осенью 1825 г., когда композитору было 16 лет. Скерцо, как полагают, было вдохновлено главой «Вальпургиева ночь» из Фауста Гёте, старшего друга и покровителя молодого композитора. Оно было настолько новым в своей фантастическо-призрачной образности, что впоследствии композитор заменил Менуэт в своей Первой симфонии на скерцо из Октета, которое специально переоркестровал. Октет стал подарком молодого композитора своему другу и учителю скрипичной игры Эдуардu Ритцу. Первое публичное исполнение состоялось в 1836 году в Лейпцигском Гевандхаусе. Конрад Уилсон пишет об Октете: «Его юношеская живость, блеск и совершенство делают его одним из чудес музыки девятнадцатого века». Особо необходимо отметить богатое использование сложного контрапункта и полифонических форм, например, фугато в финале.
О симфоничности замысла этого камерного сочинения свидетельствуют слова самого Мендельсона: «Все инструменты должны играть в симфонической оркестровой манере. Piano и forte должны быть выражены более рельефно, чем обычно в камерных пьесах». Эта ремарка дает основания исполнять Октет струнным оркестром.
Ансамбль «2012» возник по инициативе молодых музыкантов из России и Германии во время перекрестного российско-немецкого Года культуры 2012/2013. В состав ансамбля вошли студенты ведущих музыкальных ВУЗов обеих стран — Московской консерватории, а также Hochschule имени Ханса Эйслера и Университета искусств (Берлин). Возраст участников коллектива — от 18 до 25 лет; это начинающие, но уже зарекомендовавшие себя исполнители-солисты, лауреаты международных конкурсов. Познакомившись на концерте-открытии Года культуры в Большом зале Московской консерватории, где выступал российско-немецкий молодёжный оркестр, они решили создать гибкий по составу камерный ансамбль, с тем чтобы вести регулярную концертную деятельность. Ансамбль поставил перед собой задачу перевести двусторонние студенческие контакты в форму конкретных совместных проектов, и для этого исполнители решили в течение трёх лет сыграть в городах России и Германии 2012 минут музыки.
«2012» — это не только исполнительская «единица», но и своеобразная творческая лаборатория. Перекрестные российско-немецкие концертные программы дают возможность сопоставлять музыку наших стран, находить параллели и выявлять различия композиторских школ и эстетических направлений. Являясь частью Российско-немецкой музыкальной Академии, возглавляемой Валерием Гергиевым, Ансамбль «2012» позиционирует себя как культурно-образовательный и самообразовательный проект, поэтому при подготовке к концертам музыканты принимают участие в мастер-классах лучших педагогов консерваторий России и Берлина.
Дебютный концерт ансамбля состоялся в Историческом музее Москвы в рамках выставки «Русские и немцы — 1000 лет истории, искусства и культуры». Посол Германии в России г-н Ульрих Бранденбург и посол России в Германии Владимир Гринин выразили желание активно поддерживать коллектив. За плечами ансамбля — успешные выступления в Московской и Петербургской Консерватории, на Бетховенском фестивале в Бонне, в доме-музее Чайковского в Алапаевске, на открытии Года Германии в регионах России, на российско-немецком Студенческом форуме в Берлине, на открытии форума Петербургский диалог, на рождественском концерте в российском посольстве в Берлине, на фестивале «Звёзды белых ночей» в Петербурге и другие проекты. Деятельность ансамбля освещали телеканалы «Культура» и «Россия 24», издания «Известия», «Московский комсомолец», «Музыкальная жизнь», «Российский музыкант», Tagespiegel, Bonner Generalanzeige и другие средства массовой информации в России и Германии.
Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
тел.факс: +7(495)627 7268
тел. +7(495)629 0638
e-mail: mgk-info@mail.ru