«Азербайджанский мугам: между прошлым и будущим»
Игбал Маммадзаде (тар), Махмуд Салах (гавал)
В Московской консерватории вновь собираются музыканты, — исследователи и исполнители, — заинтересовавшиеся поиском единых корней в музыкальном мышлении народов, входящих в систему индоевропейской культурной общности. Первый подобный форум, прошедший в октябре 2012 года, выявил общие черты и парадоксальные параллели в звуковом творчестве различных народов Евразии. В предстоящей встрече примут участие учёные и носители самобытных музыкальных традиций из Азербайджана, Беларуси, Ирана, Турции, Японии и России. На повестку дня поставлены для обсуждения две основных темы:
1) «Анатолия — Русь — Персия: древние центры индоевропейского музыкального мира».
2) «Внутренние и внешние связи музыкальных культур индоевропейских народов».
Работа круглого стола, включая собственно научные доклады, насыщена живым звучанием музыки. Участникам и слушателям собрания предстоит услышать столь редкие для московской музыкальной среды инструментальные тембры, как голоса турецкой багламы, иранских сантура и тамбура, а также уникальные в своём роде авторские инструменты иранского мастера Сейфоллаха Шокри и азербайджанского исследователя древних традиций Ближнего и Среднего Востока Махмуда Салаха.
Украшением форума являются пять великолепных концертов. Открытие круглого стола знаменуется выступлением 18 октября, в Концертном зале Мясковского (19.00) ярчайшего представителя дарвишеской традиции братства Ахле Хаг из иранского Курдистана, мастера игры на тамбуре Араша Шахриари. 19 октября в Рахманиновском зале (14.00) прозвучит специально для форума подготовленная Фольклорным ансамблем Московской консерватории программа русских обрядовых песнопений; 20 октября Рахманиновский зал (19.00) наполнится звуковыми узорами турецких макамов в исполнении Дженка Гюрая и Ёндэра Ёзкоча —настоящих знатоков искусства багламы; 22 октября в том же зале (19.00) публика станет свидетелем уникального иранского искусства бедахэ — спонтанного звукового сотворчества, которое продемонстрируют выдающийся мастер иранского классического пения (аваза) Хосейн Нуршарг и блистательный сантурист Сиамак Агаи; завершится цикл 23 октября (Концертный зал Мясковского, 19.00) демонстрацией ошеломляющих звуковых возможностей азербайджанского тара, реконструированного Махмудом Салахом, при этом сам мастер будет играть на древнем ударном инструменте гавале, а тар будет звучать в руках молодого виртуоза Игбала Маммадзаде.
В научной части круглого стола при помощи звуковых и видео-иллюстраций и живых выступлений музыкантов будут представлены сообщения о древних обрядах славян и шаманских традициях самодийских народов, о реликтовых формах звуковой терапии в общинах иранских белуджей и о суфийской практике курдского братства Ахле Хаг, о замысловатой истории османской придворной музыки и турецкого макама, а также о разнообразных пересечениях в звуковой философии, эстетике и живой практике народов Индии, России, Ирана и других частей обширного индоевропейского мира.