«Продолжая традиции Рахманинова…»
К 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти
Цикл концертов: «Композиторы и пианисты рассказывают свои истории»
Автор и ведущий —
Алексей Любимов
Концерт I: композитор и пианист
Антон Батагов
Возвращение музыканта на Московскую сцену: впервые с 1996 года сольный концерт в Москве
Официальный сайт А. Батагова: www.batagov.com
В программе:
А. Батагов
Фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова»
Московская премьера
На Московскую сцену возвращается музыкант, чье имя не нуждается в представлении: 16 сентября Антон Батагов исполнит свой фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова» в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Московская премьера этого сочинения открывает проект Алексея Любимова «Продолжая традиции Сергея Рахманинова». В год Рахманинова прославленный пианист и педагог, исследователь и просветитель рассказывает о редком явлении в современной музыкальной культуре — композиторах и пианистах в одном лице. То, что было естественным и обычным в начале ХХ века, в наши дни — скорее исключение из правил.
«В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг — живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озера и ручьи. Рядом с Рахманиновым похоронены актеры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также «простые смертные» со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы… Великий музыкант, слышавший вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира…
Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне. Вернувшись домой, я начал сочинять фортепианный цикл.
В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам. Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не «опережал время», и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ – начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют «современной классикой», и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива — буквально из двух-трех нот — слово «минимализм» уже готово сорваться с языка… Впрочем, пути этих взаимодействий — штука настолько тонкая и неочевидная, что не хочется огрублять ее музыковедческими терминами.
Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников не нашлось ни одного адресата, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощен авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше — и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.
Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка используются в качестве строительного материала для новой музыки. Однако время летит очень быстро, и мы находимся уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, сама становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени. Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит.»
Антон Батагов о фортепианном цикле
«Избранные письма Сергея Рахманинова»
Многие годы Антон Батагов является культовой фигурой современной музыкальной жизни. Уже сейчас в его творчестве ясно обозначились несколько этапов, на каждом из которых он выполнил некую миссию, повлияв на развитие всей музыкальной культуры.
Ученик Т. П. Николаевой, он еще в Московской консерватории заявил себя как яркий самобытный пианист, получив ряд престижных премий, в том числе на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Его дебютный диск «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана (1990) сразу же стал сенсацией, а CD с «Искусством фуги» И. С. Баха (1993) получил восторженные оценки именитых критиков: «Это самая потрясающая интерпретация Баха со времен Гульда» (Ричард Костеланец, США).
С конца 80-х годов Антон начинает пропагандировать русскую современную музыку за рубежом, а западную — у себя на родине, впервые исполняет в России сочинения Филипа Гласса и Стива Райха, Мортона Фелдмана и Джона Кейджа. Примерно в это же время появляются его первые собственные сочинения, и он становится художественным руководителем фестиваля современной музыки «Альтернатива», который во многом определил дальнейшее развитие музыкальной ситуации в нашей стране.
За двадцать пять лет им было создано множество произведений — от камерной классики до кино- и телемузыки, от компьютерной оперы до буддийских мистерий. Он сотрудничал с Иваном Дыховичным и Дмитрием Покровским, с буддийскими ламами и рок-музыкантами, Татьяной Гринденко и великим хореографом Биллом Т. Джонсом.
В 1997 году Батагов перестал концертировать и прекратил заниматься организацией музыкальной жизни. Он не выходил на эстраду 12 лет, закрылся в своей студии, целиком посвятив себя сочинению собственной музыки. Что бы он ни писал — будь то заставка на телевизионном канале, звучащая меньше минуты (в конце 1990-х он сочинял заставки для телеканала НТВ и РТР, а последние десять лет работал для канала «Культура»), или же сочинения, преломляющие буддийские ритуалы, — всё имеет свой уникальный голос в мире современной музыки. «На сегодняшний день это один из самых оригинальных и впечатляющих музыкантов», — пишет американский музыкальный обозреватель Эндрю Коннорс, и подобные высказывания мировой критики сопровождают Батагова всю жизнь. Его дискография включает более 30 дисков. Его самый последний диск, записанный в дуэте с этно-звездой Янгчен Лхамо и вышедший в июне 2013 года в Нью-Йорке, получил восторженные отзывы даже академических критиков. В этой записи Батагов не только музыкант, но и звукорежиссёр.
С Америкой судьба свела Батагова в начале 90-х. «Даже в таком густонаселенном музыкальном сообществе, как Нью-Йорк, он быстро обрел свою нишу», — констатирует Джон Шейфер, легендарный автор и ведущий самых известных программ о современной музыке на WNYC — крупнейшей радиостанции Америки. Батагова начинают сравнивать с классиками американского минимализма. Его произведения регулярно звучат в эфире в одном ряду с сочинениями Гласса, Райха, Наймана, Пярта, Шнитке, Сильвестрова. С ним сотрудничают такие мастера, как великий хореограф Билл Т. Джонс и Calder Quartet. Его концерты становятся событиями для музыкальной общественности. Так, на один из них незадолго до своей смерти пришел великий Джон Кейдж.
С 2010 года Нью-Йорк становится его постоянным местом жительства.
Сейчас — начало нового этапа в творчестве музыканта: он совмещает композиторскую деятельность с исполнительской. Его возвращение на сцену состоялось в 2009 году в Сиэтле (этот концерт был назван концертом года). После этого он выступал в основном в США, а в России дал несколько концертов в Новосибирске и Перми. В Москве же будет играть впервые с 1996 года.
«Каждый раз, когда я слушаю его сочинения или интерпретации, начиная с блестящей и неподражаемой записи «Искусства фуги» Баха, я узнаю почерк гения», — пишет Ричард Костеланец, — музыковед, культуролог, автор более чем 50 книг о музыке и современном искусстве. Пианистический почерк Батагова сочетает рихтеровскую надличностность с «человечным» звуком, полным теплого спокойного света. За роялем «он создает звуковые пространства-миры» (Time Out New York), в атмосфере которых слушатель получает столь сильное переживание, которое «способно изменить дальнейшую жизнь» (Джон Шейфер, радио WNYC). «Прикоснувшись к этим звукам, причащаешься и просветляешься, становишься радостно-спокойным и взволнованно-мудрым», — пишет Елена Дубинец.
Для аккредитаций СМИ
Тел.факс: +7(495)627 7268,
Тел. +7(495)629 0638
E-mail: mgk-info@mail.ru
Ссылки
Алексей Любимов
Народный артист РФ