цена билета 100 - 350
X Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»
Не поверю!..
Иранская классическая музыка
Группа «Караван»
в составе:
Хосейн Нуршарг (голос)
Ашкан Рахбар (тар, сетар)
Моштаг Гарадашхани (каманче)
Амин Хейдари (уд)
Сайед Джалальян (томбак)
В программе:
Музыка Хосейна Нуршарга и Мортезы Нэйдавуда, поэзия Сияваша Касраи и Хосейна Нуршарга
Сияваш Кясраи
Не верит сердце в свою смерть…
Нет, нет, я в этот замысел не верю!
Пока со мной мой спутник – дыханье моей жизни,
Не буду жить я с думами о смерти…
Перевод Хосейна Нуршарга
Сияваш Кясраи (سیاوش کسرائی, 1927 - 1996) — «поэт надежды», участник поэтического общества «Горящая свеча», в которое входили такие выдающиеся поэты, как Нима Юшидж, Мортеза Кейван, Хушанг Эбтехадж, Ахмад Шамлу. Наиболее известное произведение Кясраи — эпическая поэма «Араш–лучник» (1959), главный герой которой — персонаж иранской мифологии. Учителем Сияваша Кясраи был знаменитый иранский поэт Нима Юшидж, стихотворения которого повлияли на стиль Кясраи. В конце творческого пути Сияваш Кясраи создал поэму «Красный талисман», посвящённую образам героев иранского эпоса Рустаму и Сохрабу. После Исламской революции в Иране поэт жил в Кабуле (Афганистан), Москве (СССР), последние годы — в Вене (Австрия).
Иранская классическая музыка — одно из древнейших и величайших достижений мировой культуры. Несмотря на свою древность, это живая полнокровная традиция, волнующая сердца современных людей. Эта музыка обладает сложным сводом грамматических норм и правил культивирования звука, гармоничным соотношением утончённой интуиции и интеллектуального расчёта.
Предлагаемая программа — характерный образец классической иранской композиции. Это единое непрерывное звуковое полотно, в котором чередуются, метрически свободные и жёстко структурированные вокальные и инструментальные разделы. Это пульсирующее и мерцающее различными эмоциональными красками движение подчинено законам определённого дастгаха.
Понятие дастгах (دستگاه, перс., «система», «устройство», «структура») многослойно, это и определённое положение руки на грифе струнного инструмента, и звукоряд, и лад, и многомерная ладовая система, и тип звуковой композиции. Но главное — это некое исходное психо-эмоциональное состояние и, одновременно, его образ, запечатлённый в звуковых канонических моделях (гуше).
Следуя за звуковой программой избранного дастгаха, сопереживающее сознание, проходя цепь «стоянок», совершает восхождение к познанию мира.
Основная смысловая нагрузка в этом процессе ложится на голос и пропеваемые им поэтические тексты, поэтому базовыми разделами программы дастгаха являются авазы (или саз-о авазы, если голосу сопутствует инструмент) — свободные в метроритмическом отношении вокальные монологи, конструируемые непосредственно самим певцом в спонтанном потоке вдохновения. Психологически и технически сложные авазы уравновешиваются метрически упорядоченными таснифами и прослаиваются разнохарактерными инструментальными разделами (вступление пишдарамад, чахар–мезраб и др.).
Пресс–релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Телефон для аккредитаций 629-06-38