«От Гоби до Урианхая»
цена билета 500 - 1500
XVII Международный музыкальный фестиваль «Собираем друзей»
Традиционная музыка и произведения композиторов Монголии
Программа Монгольской государственной консерватории
Энххуслэн Ганболд (ятга)
Болорцэцэг Боролдой (ёочин)
Энх-Амгалан Бямбажав (морин-хуур)
Энхзаяа Мунхтайван (бишгуур)
Насанбат Цэрэннадмид (протяжное пение)
Оюун-Эрдэнэ Гаваасурэн (фортепиано)
Монголию называют «краем спрессованных столетий». И действительно, любой посетитель этой страны может за один свой визит увидеть следы и услышать звучание многих исторических эпох, сосуществующих в органичном согласии и придающих культуре монгольского народа неповторимое своеобразие. Достаточно сказать, что в таком современном учебном заведении, как Монгольская государственная консерватория существует широчайший спектр специальностей: от старинных традиций горлового пения хоомий, эпических сказаний тууль или протяжной песни уртын-дуу до современных техник композиторского мастерства.
Древние летописцы сохранили предания об изумительном искусстве импровизации монгольских поэтов, певцов и музыкантов-инструменталистов, о сложившихся литературно-музыкальных традициях, связанных с большой общностью диалектов единого монгольского языка, с ранним формированием на этой основе общемонгольских популярных песенных и музыкальных жанров. Характерной чертой монгольской музыки является преобладающий в ней светлый характер, философское осмысление даже печальных событий.
Этому способствуют ладовый строй и сами тембры музыкальных инструментов. Особенности жизни и быта монгольских скотоводческих и охотничьих племён наложили свой отпечаток на весь облик монгольской музыки. Ещё Ю.Н. Рерих сравнивал мелодическое развитие протяжных песен с «океаническим дыханием степных ветров».
В программе концерта 23 июня в Рахманиновском зале инструментальная музыка Монголии будет представлена сольными и ансамблевыми наигрышами, пьесами сказителей, фрагментами культовой музыки. Народная легенда о происхождении монгольской музыки передаёт историю возникновения древнейшего струнного смычкового музыкального инструмента морин-хуура. Его чарующие звуки, говорится в этой легенде, возникали от свиста ветра при полёте крылатого коня. Волшебная сила этой удивительной мелодии сгоняла табуны лощадей на необъятных степных просторах. После гибели животного его хозяин изготовил из останков коня хуур с волосяными струнами и кожаной декой, смычок и украсил гриф инструмента резным изображением головы коня. Вспоминая мелодию, возникавшую при полёте, он воспроизводил её на этом инструменте, названном Хуур с головой лошади.
Морин-хуур состоит из трапециевидного корпуса, двух волосяных струн, настроенных в кварту, в регистре малой октавы, и грифа, украшенного резным изображением головы коня. Смычок в форме лука снабжен пучком конских волос, натяжение которого регулируется правой рукой морин-хууриста. Струны натягиваются на высокую подставку, упирающуюся в верхнюю кожаную деку. Изменение высоты звука во время игры достигается лёгким касанием пальцев левой руки сверху и снизу обеих волосяных струн, при этом струны не прижимаются к грифу. Струны различаются по высоте настройки: верхняя — женского рода /бэлэг/, и нижняя — мужского рода /арга/.
Ёочин – род настольных цимбал с корпусом в форме трапеции. Этот инструмент, известный во многих странах, до 1970 годов в Монголии был употребителен главным образом в инструментальной ансамблевой музыке, а сейчас является одним из самых популярных сольных инструментов, на котором исполняются витруозные произведения. При ударе тростниковой палочкой по трём тонким медным струнам, настроенным в унисон, возникает очаровательный колорит.
Ятга — род настольных цитр, родственный гуслям. У инструмента изысканное и колоритное по тембровой окраске звучание. Элементы ятги отражают общую для азиатских народов мифологию. Каждый элемент был наделён символическим значением. Количество струн соответствует нечётному числу и воплощает энергию ян (мужского активного начала). Деку ятги и донную часть вырезали из разных пород дерева, хорошо передающего звук. Дерево на востоке — священный материал, в нём присутствуют энергия ци (жизненная сила). Резонаторное отверстие, длина инструмента, форма корпуса также несут смысловую нагрузку. Нарушение установленных пропорций лишало инструмент сакральных свойств. Деку ятги украшали резным цветочным орнаментом.
В эпической поэме «Джангар» приводится очень поэтичное описание ятги и её звучания:
Если властительница начнёт
Девяносто одну струну
Гуслей серебряных перебирать,
Если ханша начнёт играть, -
Почудится: в камышах
Лебединый летит хоровод,
Хоровод лебединый поёт,
Отдаётся пенье в ушах
Уток, летящих вдоль озёр,
Уток, звенящих вдоль озёр,
На двенадцать дивных ладов,
Разных, переливных ладов.
Ардын бишгүүр — деревянный духовой (язычковый) инструмент, по типу и характеру звучания близкий к гобою в его альтовой разновидности. Инструмент состоит из конического или цилиндрического деревянного корпуса, скрепленного металлическими кольцами с несколькими пальцевыми отверстиями и медного, сильно расширенного раструба. В верхний конец корпуса вставлен пищик из сплющенной камышовой трубочки. Диапазон расширялся до полутора октав (H-f2). Инструмент использовался в ламаистских религиозных службах. Первоначально этот инструмент имел пентатонический строй, а в настоящее время модернизирован и используется как сольный и оркестровый инструмент. Многие композиторы Монголии написали произведения малой и крупной формы для бишгүүра.
Впечатляющую панораму явлений музыкальной культуры Монголии, тысячелетиями создаваемых на просторах дивной страны, простирающейся от звенящей раскалённой пустыни Гоби до живописных ущелий Урианхая, представляют сегодня признанные мастера, посланцы Монгольской государственной консерватории: Ганболд Энххуслэн (ятга), Боролдой Болорцэцэг (ёочин), Бямбажав Энх-Амгалан (морин хуур), Мунхтайван Энхзаяа (бишгуур), Цэрэннадмид Насанбат (протяжное пение), Цэрэнжигмэд Шаравцэрэн (фортепиано).