Юрий Фаворин (фортепиано)
Абонемент № 16 (сезон 2019— 2020). В честь 85-летия профессора Михаила Сергеевича Воскресенского
В программе:
Н. Черепнин
«Маска красной смерти», хореодрама по Э. По (фортепианная версия), соч. 42
С. Прокофьев
Четыре этюда, соч. 2
Г. Попов
Большая сюита, соч. 6
А. Скрябин
Соната № 10, соч. 70
Д. Шостакович
Соната № 1, соч. 12
16 ноября в Малом зале выступит Юрий Фаворин — один из немногих пианистов, в репертуаре которого значительное место занимает фортепианная музыка XX века и наших дней.
На концерте в консерватории музыкант представит уникальную программу редко исполняемой отечественной музыки начала прошлого столетия, в том числе, произведения так называемого «первого русского авангарда», который долгое время был недоступен широкой публике по идеологическим соображениям.
Откроет вечер сочинение Николая Черепнина с характерным названием «Маска красной смерти». Оно представляет собой фортепианное переложение хореодрамы, созданной по одноименной новелле Эдгара По, в которой действие происходит во время эпидемии чумы. Писатель показывает контраст двух миров — безопасного внутри замка, где герои сюжета веселятся на маскараде, и свирепствующей болезни снаружи. Музыка Черепнина, которая изначально была создана как балет для знаменитых «Русских сезонов» Дягилевской антрепризы, отражает сумрачно-тревожную атмосферу событий и подчёркивает зловещие сюжетные мотивы выразительными средствами музыкального языка, близкого ранним опусам Шёнберга.
Четыре этюда Сергея Прокофьева демонстрируют черты нового прокофьевского пианизма — импульсивного, динамичного, «богатырского» — того, который во многом и в дальнейшем будет определять творческий почерк композитора. Здесь впервые используется виртуозная пианистическая фактура, которая будет характерна для всех его фортепианных сочинений: не случайно друг Прокофьева, композитор Н. Я. Мясковский говорил, что столь неординарные творения автора могут «отпугнуть слабых духом пианистов».
Десятая соната Александра Скрябина считается одной из самых светлых скрябинских сонат. В ней объединились поэзия природы, гармония мироздания, красота родных просторов — всё то, что вдохновляло композитора во время написания этого цикла.
Другая соната, которая прозвучит в концерте — первая фортепианная соната Д. Д. Шостаковича. Она, напротив, представляет собой дерзкий смелый эксперимент молодого автора, впитав в себя элементы джаза, массовой музыки и характерную ритмику в духе Стравинского. Впрочем, советские музыкальные критики тех лет усматривали в этой музыке отражение революционного духа времени и прямо называли сонату «произведением, навеянным Октябрем».
Также для своей неординарной программы Юрий Фаворин выбрал одно из самых значительных сочинений советского композитора-авангардиста Гавриила Попова, музыка которого постепенно открывается широкому кругу слушателей только в последние годы — его Большую сюиту, поражающую своей экспрессивностью и виртуозностью, смелостью композиторского замысла.