«Encode»: современные швейцарские композиторы
цена билета 300 - 1000
Солисты ансамбля «Студия новой музыки»:
Екатерина Кичигина (сопрано)
Марина Рубинштейн (флейта)
Анастасия Табанкова (гобой)
В программе:
Аннет Шмуки
«Sand_Schlamm_Schnee_Quartet» (2015) для ансамбля
Оскар Бьянки
«Gr…» (2010) для басовой флейты соло
Дэни Шулер
«MYN» (2013) для ансамбля
Хайнц Холлигер
«Studie II» (1981) для гобоя соло
Рикардо Эйзерик
«Junkyard piece IIa» (2015) для флейты, бас-кларнета, ударных, фортепиано и объектов
Альфред Циммерлин
«Rêve – réalité». Hommage à R.D. (2015) для голоса соло
Михаэль Жаррель
«Песнь без слов» (2012) для скрипки, виолончели и фортепиано
Программа концерта Encode — это попытка исследования возможностей звука как носителя информации. В отличие от человеческой речи, музыка вряд ли может восприниматься как язык общения, хотя бы потому, что в ней отсутствует минимальная семантическая единица, с присущими ей имманентными смысловыми значениями. Именно поэтому в музыкальном искусстве невозможен перевод высказывания. При этом музыка, несомненно, обладает возможностью передачи информации. Эта возможность может быть локализована как в структуре, так и в отдельных элементах.
В программе концерта будут исполнены сочинения, в которых авторы обращаются к звуку в широком смысле, как к атому, который при определенных условиях способен генерировать все новые смысловые пространства. Эти условия заключаются собственно в композиции и работе со структурой сочинения, а также в сознательной редукции и отказе от детальной структурной работы.
Что такое музыкальный материал? Должен ли музыкальный материал по умолчанию обладать некими качествами, позволяющими ему развиваться в рамках музыкально-информативного поля? Существуют ли принципиальные различия между звуками, извлекаемыми на инструментах традиционным способом и шумами, получающимися в результате игры на кастрюлях, шлангах и вибраторах (Рикардо Эйзерик)? Какую роль в формировании информационного пространства играет текст, иногда потерявший изначальный смысл (Альфред Циммерлин) или элементы человеческой речи, инсталлированные в звучание инструментов (Аннетт Шмуки)?
Для иллюстрации этого исследования не случайно выбраны авторы, живущие и работающие в Швейцарии, ведь именно эта страна отличается исключительным коммуникативным многообразием. Помимо четырех государственных и множества других языков в Швейцарии уделяется большое внимание деталям, лежащих в основе как культурных, так и общественных и экономических процессов.
В концерте 8 сентября коммуникативная роль отводится музыкантам ансамбля Студия новой музыки, которым предстоит вести диалог не только со слушателем, но и с самими собой, иногда в буквальном смысле, сочетая исполнение на обычных инструментах с игрой на бытовых предметах, используя расширенные техники игры (Оскар Бьянки) и иллюстрируя почти импровизационную редукцию материала (Дэни Шулер).
Перед концертом музыковед и композитор Федор Софронов подробно расскажет о «правилах игры» программы и представит сочинения авторов.
Концерт проводится при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.
Автор текста — Сергей Чирков