«Тайна». Иранская классическая музыка
Концерт в рамках XVI Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука»
Хосейн Нуршарг (аваз)
Группа «Гамар»
в составе:
художественный руководитель —
Навид Дэхган (каманче)
Алиреза Геранфар (сантур)
Бехзад Раваги (тар)
Шахин Сафаи (бам-тар)
Сара Хасти (бам-каманче)
Фархад Сафари (томбак)
Каждая встреча с иранской классической музыкой – это волнующее и незабываемое событие для сердца и разума.
Вероятно, опора на звуковой опыт мощной жреческой культуры индоарийской древности позволила иранским музыкантам многих поколений собрать воедино богатейший мелодический материал и выработать универсальный свод законов и правил создания звуковых посланий. Эта музыка многослойна по своей символике и смысловому наполнению: каким-то таинственным образом в ней переплетены архаические формулы звукового общения человека с миром и музыкальный опыт изысканной придворной традиции, яркие элементы разнообразных народных традиций и тонкие расчёты музыкальных теоретиков различных эпох.
При этом иранская классическая музыка во все времена остаётся живой современной традицией, популярной не только в самом Иране, но и захватывающей всё большее и большее поле в мировом культурном пространстве. С тайной неувядающей жизненной силы иранской музыки московскому слушателю предстоит соприкоснуться 29 июня в Малом зале Московской консерватории. Здесь, в главном музыкальном ВУЗе России, иранская музыка давно стала желанным гостем, и создатели новой программы «Тайна», певец Хосейн Нуршарг и группа «Гамар» уже знакомы москвичам по блистательным программам «Принеси вина вечности» (2011), «Ещё» (2012), «Легенда луны» (2014).
После упомянутых концертов благодарные слушатели высказывали много восторженных откликов, называя иранскую музыку «пленительной» и «завораживающей», «страстной» и «томящей сердце», «желанной» и «захватывающей». Искренние и щедрые на эпитеты похвалы адресовались самим музыкантам, их дивным инструментам и, конечно же, певцу Хосейну Нуршаргу, обладателю неповторимо тёплого, пленяющего душу голоса.
«Слова пусты, — написал один из слушателей, — Перед такой силой проживания музыки теряется безвозвратно всё то внешнее, что сопровождает жизнь человека. Уцелевает лишь (постижимый ли?) Смысл, остро чувствуемый в момент звучания и оставляющий после ухода звука в неведомое лишь щемящее ощущение беззащитности перед не-звучащим и светлую печаль желания жить и дышать в этом звуке».
НТЦ «Музыкальные культуры мира»: +7 (495) 629 2191, www.mosconsv.ru