12
МАЯ
2018
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ Н.Я. МЯСКОВСКОГО
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

От Вены к Альпам: знакомство с австрийской музыкой

Поиск

цена билета 300 - 1000

Билеты продаются

XVI Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»

Университет музыки и сценических искусств г. Грац (Австрия) представляет...

Исполнители:

Катя Леду

Магдалена Мозер


В программе:

В. А. Моцарт
Va, lerror mio palesa («Ах, заблуждение моё столь явно…»), ария Фарначе из оперы «Митридат, царь понтийский»

Ф. Шуберт
Son fra l’onde in mezzo al mare («На волнах средь моря…»), D.78
Auflösung («Растворение»), D.807

И. Штраус
An der schönen blauen Donau («На прекрасном голубом Дунае»)
Wo i geh und steh («Где б ни был я…»), йодль эрцгерцога Иоанна 

Х. Вольф
Gesang Weylas («Песня Вейлы»)

А. Малер-Верфель
Bei dir ist es traut («Хорошо с тобой…»)

А. Берг
Schlafen, schlafen («Спать, спать…»), из вокального цикла Четыре песни для голоса и фортепиано на стихи из сборников «Dem Schmerz sein Recht» («У боли свои права») Фридриха Геббеля и «Der Glühende» («Жар») Альфреда Момберта: соч. 2 № 1

Р. Штольц
Das Lied ist aus («Кончена песня…»)

Р. Фендрих
Weusd a Herz host wia a Bergwerk («Ибо сердце твоё, как рудник…»)

Р. Роджерс
из мюзикла «Звуки музыки»:
Edelweiss («Эдельвейс»)
The Lonely Goatherd («Одинокий козопас»)

Ф. Шуберт
Willkommen und Abschied («Встреча и прощание»), D.767
Gretchen am Spinnrade («Маргарита за прялкой»), D.118
Der Tod und das Mädchen («Смерть и девушка»), D.531
Die junge Nonne («Молодая монахиня»), D.828

Ф. Церха
Nichtigkeit ist alles («Всё суета сует…»), из цикла Пять духовных песнопений для альта (баса) и фортепиано

Ф. Мартен
So wollt ich ganz zernichtet sein («Я хотел бы быть уничтоженным…»), № 4 из сборника Шесть монологов Jedermann («Имярек») Гуго фон Гофмансталя

Р. Сечиньский
Wien, du Stadt meiner Träume («Вена, город моих грёз…»)

И. Штраус
Ich lade mir gern Gäste ein («Люблю я звать гостей…»), куплеты графа Орловского из оперетты «Летучая мышь»

П. Кройдер
Sagbeim Abschied leise Servus («Уходя, скажи тихо: „Прощай!”»)

Насыщенная, изысканная и дерзкая программа австрийской музыки ждёт нас в Концертном зале Н.Я. Мясковского в субботу 12 мая.

Заинтересовавшись идеей участия в фестивале «Вселенная звука», студентки Университета музыки и сценических искусств Граца (Австрия) Катя Леду (меццо-сопрано) и Магдалена Мозер (фортепиано) задались вопросом, а что же представляет собой «музыкальная планета Австрия» в этой Вселенной? В результате сложилась программа из сочинений разных жанров и принадлежащих к разным эпохам.

Так, первая часть программы включает сочинения в так называемом итальянском стиле. У Австрии всегда были тесные связи с Италией, итальянский стиль и итальянские музыканты здесь всегда были в моде. Шуберт, например, брал уроки у Антонио Сальери. Вспомнив об этом, музыканты решили исполнить среди прочих образцов итальянского стиля одно из  домашних заданий, которое дал итальянский маэстро своему ученику. Это короткий монолог «Son fral’onde in mezzo al mare» на либретто Пьетро Метастазио.

Ещё одна яркая краска в музыкальной палитре Австрии – творчество Иоганна Штрауса-сына. Премьера его вальса «На прекрасном голубом Дунае» состоялась 15 февраля 1867 года во время карнавала в зале Венского Дианабада. Сочинение предназначалось для Венского хорового общества и исполнялось в версии для  мужского хора и фортепиано. Вальс был восторженно принят и публикой, и критикой, он, что называется,  «высек искру». Корреспондент одной из газет того времени писал: «Первый номер второй части решительно был ударным». Так появился термин «шлягер» (нем. Schlag – удар).   «Донаувальцер» считается неофициальным гимном Австрии. Он исполнялся перед парламентом по случаю провозглашения независимости Австрии  27 апреля 1945 года (поскольку у Австрии тогда еще не было официального государственного гимна). Традиционно «Донаувальцер» звучит в программах всех австрийских радиостанций вскоре после полуночи Нового года.

Знаменитая штирийская народная песня «Где я иду и стою» приобрела известность благодаря эрцгерцогу Иоганну Австрийскому (1782-1859). Песня была записана в 1830 году Антоном Шоссером. Эрцгерцог Иоганн был братом Императора Франца II, последнего императора Священной Римской империи германской нации, и пользовался чрезвычайной популярностью. В земле Штирия в течение полувека он был пропагандистом и модернизатором промышленности, сельского хозяйства и железнодорожного строительства, а также много сделал в области культуры и образования. К ужасу своих родственников он женился на простолюдинке — дочери тирольского почтмейстера Анне Плохль. Эрцгерцог Иоганн Австрийский умер в Граце 1859 году. В его бывшей резиденции, во Дворце Меран, сегодня расположен Университет искусств Граца.

Названные сочинения — лишь начало большого «путешествия» в музыкальный мир Австрии, по сей день хранящий память о традициях великой империи. Музыканты представят малоизвестные сочинения корифеев австрийской музыки: Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта, Хуго Вольфа и Альбана Берга, — а также сочинения женщины-композитора Альмы Малер и автора кино-хитов 1930-х Роберта Штольца. Прозвучат песни знаменитого в Австрии поп-певца Рейнхарда Фендриха и песни из кинофильма «Звуки музыки», демонстрирующая, как американцы представляют себе «австрийское звучание».

«Некоторые наши современные песни, — пишут Катя Леду и Магдалена Мозер, — очень тёмные, нигилистические и жуткие, что  соответствует венскому стереотипу: в Австрии говорят, что венцы одержимы смертью и очарованы всем болезненным». Так, в одной из самых известных од столице Австрии «Вена, ты город мечты», настроение которой кажется радостным и позитивно сентиментальным, её лирический герой на самом деле размышляет о собственной смерти.   

Красочный «портрет» музыкальной культуры Австрии музыканты, конечно же, дополняют фрагментами оперетт и знаменитыми австрийскими йодлерами.