7
ОКТЯБРЯ
2016
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Возрождение русской оперной классики XVIII века

Евстигней Фомин (К 255-летию со дня рождения композитора)
Орфей (К 225-летию со дня создания сочинения)

Музыкальная трагедия (мелодрама) текст Я. Княжнина

Лауреаты премии Москвы (2016) «За просветительскую деятельность – сохранение наследия отечественной музыкальной классики»

Петр Татарицкий (актёр-чтец, режиссёр)

Заслуженный артист РФ

Феликс Коробов (дирижер-постановщик, художественный руководитель Камерного оркестра МГК)

Александр Соловьёв (художественный руководитель и дирижер Камерного хора МГК)

Евгения Кривицкая (партия органа, консультант постановки, профессор)

Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории

Автор идеи и художественный руководитель проекта —

Заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор

Ирина Скворцова

7 октября в Рахманиновском зале консерватории — мелодрама «Орфей» Евстигнея Фомина. Концертное исполнение одной из самых оригинальных партитур русского классика «доглинкинской эпохи» приурочено к нескольким датам: 255-летию со дня рождения композитора, 225-летию с момента создания мелодрамы, а также отмечаемому в эти дни 150-летию Московской консерватории.

Миф об Орфее и Эвридике был одним из наиболее популярных в искусстве со времён античности. На этот сюжет было создано множество сочинений — опер, кантат, балетов. В России первым обратился к этому мифу Франческо Арайи (1700 – 1767), итальянский композитор, с 1735 года работавший в Санкт-Петербурге. Он написал мелодраму с хором и балетом «Орфей и Эвридика» (1757) на текст Метастазио (перевод на русский язык Ф.Г. Волкова), а позднее волшебно-героический балет. Похоже, что русский литератор Яков Княжнин задумал посоревноваться с иностранным коллегой, и создал в те же годы свою мелодраму. Её первое представление состоялось 30 апреля 1763 года. Музыка к мелодраме была написана композитором Торелли, балет поставлен балетмейстером Гильфердингом, декорации выполнены художником Градицием. В отличие от Метастазио, у которого Эвридика вторично возвращается к Орфею, Княжнин оставил трагический финал. В постановке участвовал звёздный состав драматических актеров, в частности Иван Дмитревский.

В 1792 году в свою очередь в соревнование включился Евстигней Фомин (1761 – 1800): вернувшийся из Италии в 1786 году, он пытался утвердиться на родине как оперный композитор.

Дата первого представления, состоявшегося в Санкт-Петербурге, неизвестна, а Москва впервые увидела постановку 5 февраля 1795 года. На рубеже XVIII – XIX веков мелодрама Княжнина – Фомина неоднократно ставилась, но в дальнейшем ушла из репертуара. Лишь в 1903 году Московское общество искусства и литераторы поставило её на своей сцене. Новое рождение сочинение обретает в середине прошлого века благодаря просветительской деятельности Бориса Доброхотова — музыковеда и исследователя архивов русских композиторов «доглинкинской эпохи».

Автор идеи и художественный руководитель проекта, заведующая кафедрой русской музыки Ирина Скворцова считает, что «наступило время нового взгляда на наследие Евстигнея Фомина — “русского Моцарта”, яркого представителя русского классицизма».

Постановочная команда — лауреаты премии Москвы-2016 в номинации «просветительство — за сохранение наследия русского музыкального театра»: известный мастер звучащего слова, актёр и режиссёр Пётр Татарицкий, дирижёр, руководитель Камерного оркестра Московской консерватории, заслуженный артист России Феликс Коробов, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, доцент Александр Соловьёв, музыкальный консультант постановки и исполнитель партии клавесина, профессор Евгения Кривицкая. Этот творческий коллектив, специализирующийся на реконструкции и возвращении раритетов из сокровищницы русской культуры, покажет свою интерпретацию мелодрамы «Орфей».


Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
Тел. +7(495)629 0638
e-mail: mgk-info@mail.ru


Билеты продаются
Цена билетов от 300 до 600 руб.
Приобрести билеты можно в кассах Консерватории


КАЛЕНДАРЬ