Эдисон! Концерт к 90-летию со дня рождения Э. Денисова
11 марта 2019 г. | Статьи
Ансамбль «Студия новой музыки» отметил 90-летие со дня рождения Эдисона Денисова (1929–1996) концертом в Рахманиновском зале. Эдисон Денисов – классик русской музыки второй половины XX века, лидер «Московской тройки», в которую входили также Альфред Шнитке и София Губайдулина. На протяжении 30 лет Денисов преподавал в Московской консерватории инструментовку и чтение партитур — вести класс сочинения композитору-авангардисту не позволяли по идеологическим причинам. Тем не менее многие из его учеников, ставших в дальнейшем известными российскими композиторами, признают большое влияние Денисова и именно его называют своим учителем. Среди них — Юрий Каспаров, Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова, Ольга Раева, Александра Филоненко, Антон Сафронов и другие. Художественный руководитель ансамбля Владимир Тарнопольский и главный дирижер Игорь Дронов также учились у Денисова.
Тарнопольский открыл концерт речью, в которой вспоминал, каким был Эдисон Денисов, как он занимался с учениками, какие композиторы приезжали к нему (фрагмент можно посмотреть здесь). Владимир Григорьевич также рассказал, как впервые услышал кантату «Солнце инков» и какое сильное впечатление она на него произвела. Главное качество музыки Денисова, по мнению Тарнопольского, — «естественная красота и чистота, понятная и естественная сложность». В этом с ним был согласен и другой оратор — композитор, пианист, ученик Денисова Иван Соколов, сказавший несколько слов о сочинении «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной пленки, которое потом исполнил в концерте. Соколов назвал запись, сопровождающую произведение, «композиторским шедевром», а Денисова — «певцом красоты, простоты и загадочности».
В концерте прозвучали шесть камерных произведений композитора, созданные им в разные периоды жизни. Самое раннее из них — упомянутая Тарнопольским кантата «Солнце инков», которую сам Денисов называл опус 1 (сочинена в 1964 году). В этом сочинении композитор обрёл свой стиль, которому оставался верен до конца жизни. И именно с «Солнца инков» началось признание Денисова за рубежом. «Ода», «Романтическая музыка», «Пение птиц» и Струнное трио были написаны чуть позже — в 1968–1969 годах. Концерт закончился исполнением одного из последних сочинений Денисова — Камерной симфонии № 2, созданной в 1994 году. Это произведение стало для композитора роковым: по дороге на репетицию симфонии Денисов попал в автомобильную аварию, после которой так и не смог оправиться. Композитор был перевезён для лечения во Францию, где умер в 1996 году.
Сочинения прозвучали в исполнении солистов «Студии новой музыки», дирижировал коллективом Игорь Дронов. Музыканты этого ансамбля привыкли с блеском преодолевать самые сложные задачи, которые ставят современные композиторы перед исполнителями. Первое отделение открыла «Ода» для кларнета, фортепиано и ударных. По словам Денисова, в этом сочинении кларнету поручена виртуозная солирующая партия, и с ней прекрасно справился Никита Агафонов. В кантате «Солнце инков» на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль солировала Екатерина Кичигина (сопрано). Завершилось отделение Струнным трио, которое исполнил «неполный» состав квартета «Студии новой музыки»: Станислав Малышев, Анна Бурчик и Ольга Калинова. Музыканты поражают слаженностью своей игры, они в точности выполняют то, о чем говорил композитор: «Только предельная сконцентрированность на каждой связке нот, на предельно точном их интонировании, на игре каждого звука, каждой длительности, динамике и так далее — только всё это вместе позволит услышать каждую микроструктуру, микромелодию как элемент с большим внутренним смыслом».
В начале второго отделения прозвучало «Пение птиц», о котором говорилось выше. Импровизационная партия рояля, включающая в себя игру на струнах и корпусе инструмента, в сочетании с записью пения птиц погрузила зал в медитативное состояние. Продолжила концерт «Романтическая музыка» для гобоя, арфы и струнного трио, написанная для виртуозного гобоиста Хайнца Холлигера и его жены, арфистки Урсулы. Со сложной солирующей партией гобоя, которая требует от исполнителя высокого уровня мастерства, прекрасно справилась Анна Борисова.
Последнее прозвучавшее в концерте сочинение, Камерная симфония № 2, наглядно показало поздний стиль Денисова — здесь подытоживаются опыт и искания композитора более ранних лет. После исполнения симфонии зал долго не отпускал музыкантов, наградив их бурными аплодисментами.