Впервые после длительного перерыва в отечественном музыковедении появился фундаментальный труд о великом классике. Двухтомник «Бетховен. Жизнь и творчество», написанный ведущим отечественным исследователем творчества композитора, доктором искусствоведения Л. В. Кириллиной, — это полномасштабная научная историческая монография, учитывающая новейшие достижения мировой бетховенистики. В пятнадцати главах последовательно изложены все этапы жизненного и творческого пути Бетховена.
Первый том посвящен истокам личности, становлению и самоутверждению Бетховена и сочинениям 1780 – 1800-х годов. Второй том охватывает средний и поздний периоды. Особенностью книги является то, что жизнь и творчество композитора не разграничиваются на два непересекающихся потока (как это часто делается в биографиях), а рассматриваются в неразрывном единстве.
Адресовано всем интересующимся творчеством Бетховена.
От автора 5
Список сокращений 6
Глава 1. Образ Бетховена в культуре XIX – ХХ веков и проблемы научной биографии 8
Бетховен в отечественном музыковедении 8
Жанры биографического повествования 11
Ранние биографии Бетховена 18
Зарубежная научная бетховенистика XIX века 24
Особенности российской бетховенистики 27
Бетховен и мифы Нового времени 31
Основные тенденции современной бетховенистики 37
Глава 2. Бетховен Bonnensis: истоки личности 46
Семья и учителя 52
Первая поездка в Вену 67
Друзья и покровители 70
Культурная жизнь Бонна 75
Бетховен и революция 87
Йозефинизм 90
Прощание с Бонном 100
Глава 3. «Второй Моцарт» или будущий Бетховен? Творчество 1780 – 1790-х годов 104
Первые сонаты 105
Камерные ансамбли 108
Концерты 115
Песни 118
Театральная музыка 121
Императорские кантаты 123
Вариации на тему Ригини 126
Глава 4. Учителя. Друзья. Соперники 130
Гайдн 133
Альбрехтсбергер 141
Сальери 152
Самообучение мастера 158
Салоны и меценаты 167
Покоритель сердец 173
Поединки на клавишах 177
Глава 5. Бетховен и XVIII век. Творчество 1793 – 1802 годов 186
Полемика с традицией: Первая симфония 189
Вторая симфония 197
Камерная музыка 206
Фортепианный стиль 209
Семантика тональностей 213
Локальная программность 215
Меланхолия 219
«Патетическая соната» 221
Соната «с траурным маршем» 228
Сонаты-фантазии 230
«Прочтите “Бурю” Шекспира» 236
Мажорные циклы 240
Галантность 244
Смешанные ансамбли 248
Квартеты ор. 18 252
Глава 6. Рождение героя 257
«Гейлигенштадтское завещание» 257
Духовные сочинения 273
Проблема Наполеона 282
Скрипичные сонаты 286
«Героическая симфония» 296
Глава 7. Штурм театрального Олимпа 343
«Творения Прометея» 344
Первые оперные замыслы 354
«Опера спасения» и традиции Моцарта 356
«Леонора»: история создания 359
Жозефина Дейм 372
От «Леоноры» к «Фиделио» 379
Неосуществленные оперные проекты 399
«Кориолан» 403
«Эгмонт» 408
Музыка к пьесам на случай 418
Глава 8. Высокая классика: концерты, симфонии, месса 427
Первый в империи 429
Ранние концерты 437
«Grand Concerto Concertant» 449
Четвертый фортепианный концерт 451
Новый путь? 458
Скрипичный концерт 462
Поэтика ампира: Пятый концерт 467
Академия 1808 года 477
Прекрасное как трудное 481
Четвертая симфония 484
Симфонический диптих: Пятая и Шестая 492
Месса C-dur 522