Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика


  • Автор: Переверзева М. В.
  • Издательство: Московская консерватория «Русаки», 2006
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 336
  • ISBN: 5-93347-220-4

Под общей редакцией В. С. Ценовой.
Первая монография на русском языке о творчестве американского композитора Джона Кейджа (1912–1992). В книгу вошли биографические сведения, аналитические материалы, посвященные новаторским свойствам музыкального языка, принципам его развития и формообразования на примере сочинений Кейджа разных периодов творчества. В работе также рассмотрена система художественно-эстетических взглядов композитора и освещена проблема внутренней связи музыки Кейджа с разными направлениями американского искусства ХХ столетия. Издание адресовано музыковедам, композиторам, исполнителям и всем интересующимся современной музыкальной культурой.

 

Предисловиe 3 Введение 4
Глава I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 7
Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 48
1. В зеркале восточной культуры 49

1.1. «Натуральная» музыка природы 55
1.2. Кейдж в перспективе дзэн-буддизма 61
1.3. Ничто и Нечто 68
1.4. Индетерминизм как творческий принцип 71
1.5. Гармония сатори 75
1.6. Концепция взаимопроникновения 78
1.7. Учение о пустоте 80
1.8. Полюсы притяжения: Витгенштейн и Экхарт 86
2. В зеркале американской культуры 92
2.1. Трансцендентализм Торо 95
2.2. Джойс 100
2.3. Стайн, Паунд, Каммингс 110
2.4. Тенденции американской живописи середины и второй половины ХХ века 117
2.5. Дадаизм и Кейдж 125
2.6. Модуляция дадаизма в поп-арт 129
2.7. Хэппенинги и перформансы: от акций к концепциям 133
2.8. Течение флаксус 138
2.9. В экспериментальном направлении 142

Глава III. ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ 149
1. Серийная техника и сериальные принципы 153
2. Техника остинато и остинатных ритмических фигур 160
3. Новая модальность 167
3.1. Сонорная модальность 179
3.2. Сонористическая модальность 198
4. Ритмические структуры как новый принцип организации формы 201
5. Сонорика 224
6. Метод случайных действий 235
7. Индетерминизм как принцип композиции 251
8. Техника коллажа 263
9. Техника временных пределов 271
10. В поисках утраченной тишины 283

Вместо заключения: Джон Кейдж и его необычайный звуковой мир... 307
Литература 312
ПРИЛОЖЕНИЕ. Вокруг Кейджа: Имена 326