Пианистка, педагог, методист, просветитель, музыкально–общественный деятель.

Родилась 26 мая 1882 года в селе Горки Тверской области в семье ученого–химика, академика Н. Я. Демьянова. С детства В. Н. Шацкую, её братьев и сестёр (в семье было 9 детей) приучали к посильному физическому труду, развивали в детях любовь к живописи, литературе и музыке. С 5 лет Шацкая начала учиться игре на фортепиано у своей матери, позже — у А. Менцель (сестры известного немецкого художника А. Менцеля). Первый учитель В. Н. Шацкой — профессор А. Ф. Фортунатов (отец К. А. и Ю. А. Фортунатовых) — во многом повлиял на развитие её личности. В 1898 году окончила Первую московскую женскую  гимназию и музыкальную школу В. И. Вильберга. В том же году поступила на историческое отделение курсов воспитательниц и учительниц, где занималась до 1901 года. С 1902 года обучалась в Московской консерватории (класс В. И. Сафонова) и окончила её с отличием в 1905 г. Успешно гастролировала в России, Великобритании, Франции, совершенствовала своё исполнительское мастерство у Р. Пуньо в Париже. Имя В. Н. Шацкой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории.

С 1932 г. возглавляла кафедру детского музыкального воспитания Московской консерватории, активно участвовала в разработке содержания образования будущих учителей музыки, преподавала методику музыкальной работы с детьми. С 1935–37 годах заместитель директора (директор — Г. Г. Нейгауз), в 1937 –39 — исполняющий обязанности директора Московской консерватории. В годы Великой Отечественной войны находилась в Саратове, выступала с концертными бригадами в госпиталях и на радио, поддерживала тесную связь со школами и внешкольными учреждениями города. Вернувшись в Москву в 1943 году, работала  в Московской филармонии (создала программы 200 лекций–концертов для разных возрастных групп детей), а также в сфере детского радиовещания. Участвовала в работе художественной секции учебно–методического совета Наркомпроса, с 1944 года возглавила кабинет эстетического воспитания Научно–исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, в 1947 году — вновь образованный Научно–исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. Член–корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1947).  Действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950).

Сочинения: «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (совместно с С. Т. Шацким). М., 1915, 3-е изд. М., П., 1923; Музыка в детском саду. М., 1917, 3-е доп. изд. 1923; Учебное пособие по пению (в соавторстве). М., 1949; Музыка в школе. М., 1950; Эстетическое воспитание детей в семье. М., 1954; Уроки пения в VII–VIII классах. Методическое пособие для учителей пения (совместно с Д. Локшиным и Г. Давыдовой). Л., 1962; Музыка в школе. М., 1963; и др.

Умерла 19 марта 1978 года в Москве.

Источник: Шацкая В. Н. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — с. 605, 606.

 

Несмотря на страстную увлеченность музыкой, в 1905 г. отказалась от карьеры пианистки и, по ее собственному выражению, вовлеклась в «круговорот революционных волнений». Включилась в группу учителей, художников, музыкантов, врачей, которая организовывала народные школы, детские клубы, рабочие хоры в Москве, на её окраинах, в окрестных селах и деревнях. Встреча с С. Т. Шацким (впоследствии ставшим её мужем) определила увлечение Шацкой педагогикой, проблемами народного просвещения, в первую очередь детского. Кружки для детей, организованные Шацкими на московских окраинах — в Марьиной роще и Бутырской слободе, неоднократно закрывались полицией, что не сломило молодых просветителей–энтузиастов. Энергичные усилия Шацких и их соратников привели к открытию общества «Сетльмент» (1905–1908) и «Детский труд и отдых» (1909), на средства которых работали детские клубы и детский сад, организации детской летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» (1911) в Калужской губернии, куда на лето приезжали 60–80 воспитанников детских клубов. В. Н. Шацкая возглавляла работу школы «Бодрая жизнь» (преобразованная колония), руководила музыкальным отделом Первой опытной станции в Москве и в Калужской губернии, участвовала в работе организованных при станции курсов по подготовке учителей и работников детских учреждений, преподавала здесь основы музыкального воспитания.

Одновременно проводились научные исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии. Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В. Н. Шацкой: «Музыка в детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни», «Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др. С 1923 года Шацкая сотрудничала в художественно–педагогической комиссии Государственного Учебного Совета (ГУС), где при её непосредственном участии создавались школьные программы по музыке.