Учителя
Записи

Родился 29 августа 1907 г. в г. Москве в семье инженера-путейца. Первоначальное музыкальное образование получил в Училище Е. и М. Гнесиных (класс Н. Н. Малютиной, затем – Ел. Ф. Гнесиной), которое окончил в 1921 г. Занимался также композицией с А. Т. Гречаниновым, предполагая стать в будущем композитором.

В 1921–1926 гг. продолжил обучение в Московской консерватории по двум специальностям: «фортепиано» (класс К. Н. Игумнова, в аспирантуре у него же) и «композиция» (класс Г. Э. Конюса, затем Г. Л. Катуара и Н. Я. Мясковского).

Некоторое время занимался дирижированием у К. С. Сараджева, несколько уроков взял у Б. Вальтера и Г. Абендрота. Окончил консерваторию с золотой медалью. В годы учебы в консерватории входил в состав кружка молодых композиторов «Московская шестерка» вместе с В. Я. Шебалиным, М. Л. Старокадомским, М. М. Черемухиным, Ю. С. Никольским и М. В. Квадри.

Значительное воздействие на творческое развитие молодого Оборина оказало его знакомство и общение с Б. Л. Яворским, И. И. Соллертинским, В. Я. Шебалиным, Д. Д. Шостаковичем. Один из первых советских пианистов, участвовавших в международных конкурсах. После триумфальной победы на I Международном конкурсе им. Ф. Шопена (Варшава, 1927, I премия) начал интенсивную концертную деятельность в СССР и за рубежом. В отдельные сезоны давал до 100 сольных концертов, что вынудило оставить сочинение музыки. Умер 5 января 1974 г. в г. Москве.

Профессор (1935).
Лауреат Сталинской премии (1943).
Народный артист СССР (1964).
Награжден Государственной премия РСФСР им. М. И. Глинки (1966), орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».
Лауреат I Международного конкурса им. Ф. Шопена (Варшава, 1927, I премия).


Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность Оборина связана с Московской консерваторией.

С 1928 г. он начал преподавать камерный ансамбль, с 1930 г. – специальное фортепиано (в 1954–1959 гг. и с 1965 г. заведовал кафедрой). С 1962 г. – председатель Совета профессоров фортепианного факультета.

Ученики:

Среди учеников Оборина (всего около 150): пианисты Т. Алиханов, В. Ашкенази, А. Бахчиев, М. Воскресенский, Т. Кравченко, Е. Новицкая, А. Севидов; композиторы, музыковеды, дирижеры В. Дельсон, Г. Рождественский, С. Хентова, Г. Цыпин, Б. Чайковский и др.

Концертная деятельность:

В концертный репертуар Оборина входили произведения Ф. Шопена, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна (он посвятил Оборину свой Концерт для фортепиано с оркестром) и др. Прославился как камерный исполнитель.

В 1930-е гг. постоянными партнерами Оборина были Д. М. Цыганов, затем Д. Ф. Ойстрах и С. Н. Кнушевицкий (выступал с ними в дуэтах и трио свыше 20 лет). Среди сочинений, исполненных в ансамбле – все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано (совместно с Д. Ф. Ойстрахом), Трио Ф. Шуберта (грамзапись удостоена Гран-при Французской академии звукозаписи), Трио № 2 (памяти И. И. Соллертинского) Д. Д. Шостаковича и др.

Сочинения:

Автор музыкальных сочинений: Скерцо для скрипки, 2 сонаты для фортепиано, фортепианные пьесы, романсы.

Научные труды. Издания. Публикации:

 

  • О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
  • Роль педали в процессе исполнения музыкального произведения: Стенограмма открытого урока / МГОДЛК им. П. И. Чайковского. М., 1971
  • Стенограмма открытого урока Л. Н. Оборина 17 ноября 1970 г. Тема: работа над звуком / МГДОЛК им. Чайковского
  • Композитор–исполнитель // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973
  • Воспоминания о К. Н. Игумнове // Пианисты рассказывают. Сост. М. Соколов. М., 1979
  • Горизонты недавнего прошлого (Беседа с С. Хентовой) // Пианисты рассказывают. Сост. М. Соколов. М., 1979

Публикации об этом педагоге:

  • Гайдамович Т. А. Выдающиеся камерные исполнители – профессора Московской консерватории (творческий портрет трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий): Научно-метод. работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1960
  • Хентова С. М. Лев Оборин. Л., 1964
  • Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1962 (2-е изд. 1970). Рабинович Д. А. Лев Николаевич Оборин
  • «Кто писал о музыке»: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР / Сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. В 4-х томах. Т. 2. М., 1971
  • Гайдамович Т. А. Трио Оборин, Ойстрах, Кнушевицкий // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972
  • Аджемов К. Х. Лев Николаевич Оборин // Аджемов К. Х. Незабываемое. Воспоминания. М., 1972
  • Алиханов Т. А. Оборин-ансамблист: Научно-метод. работа за 1976 г. МГДОЛК им. П. И. Чайковского
  • Оборин Л. Н. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М., 1977
  • Богданов-Березовский В. М. Концерт Льва Оборина // Богданов-Березовский В. Статьи, воспоминания, письма. Л., 1978. С.С. 136–137
  • Дедова Л. С. На уроках Л. Оборина: Научно-метод. работа / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1978
  • Алиханов Т. А. Традиции русского камерного искусства и ансамблевое искусство Л. Н. Оборина: Научно-метод. работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1979
  • Кулова Е. К. Черты современности в исполнительском творчестве Л. Н. Оборина // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей. Вып. 1 / Сост. М. А. Смирнов. М., 1988
  • Л. Н. Оборин – педагог: Сб. статей / Сост. Е. К. Кулова. М., 1989
  • Биглер Л. В. Л. Н. Оборин – педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности (На материале занятий в классе фортепиано): Дисс. канд. пед. наук. М., 2004