Родился в г. Донецке (Украина). В 1976 г. окончил музыкальное училище им. Гнесиных (класс фортепиано И. И. Савиной), в 1981 г. – Московскую консерваторию (класс Б. Я. Землянского и Е. В. Малинина).

В 1985-1987 гг. совершенствовался в ассистентуре-стажировке (руководитель Е. В. Малинин). В феврале 2004 г. Независимая Академия эстетики и свободных искусств (членами которой являются Ю. Б. Борев, Ф. Искандер, В. Б. Микушевич) избрала Фоменко действительным членом (академиком).

Лауреат международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо (Париж, 1983).
Член ЭПТА (EPTA – European Piano Teachers Assotiation) (с 1996 г.).
Действительный член Независимой академии эстетики и свободных искусств (с 2004 г.).


Педагогическая деятельность:

С 1992 г. по настоящее время преподает на кафедре специального фортепиано в Московской консерватории (сначала как ассистент Е. В. Малинина), с 1999 г. – доцент.

С 2007 г. – доцент кафедры специального фортепиано под руководством профессора М. С. Воскресенского.

Учебные курсы, мастер-классы:

Проводит мастер-классы и концерты-лекции в музыкальных школах и училищах Москвы, Сергиева Посада, Дубны, Твери, Сочи, а также в городах Шизуока (Япония), Малага (Испания).
Сотрудничает с программой «Новые имена» (мастер-классы с участниками программы и концерты по городам России и за рубежом).

Ученики:

Среди учеников – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. В настоящее время в классе Фоменко обучаются студенты из Испании, Японии, Южной Кореи, Китая.

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри различных конкурсов: 1997 – член жюри фортепианного конкурса г. Шизуока (Япония), 1999 – председатель жюри юношеского республиканского конкурса г. Петропавловск-Камчатский.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1981–1985 и 1987–1992 гг. – солист Сочинской государственной филармонии. О выступлениях пианиста в этот период писали: «Не часто встречается такая поглощенность музыкой, такая степень самоотдачи в сочетании с органичной и утонченной музыкальностью самой натуры артиста, с оригинальностью и независимостью его трактовок произведений Листа, Дебюсси, Рахманинова, Шостаковича...» («Музыкальное обозрение». 1985. ноябрь).
 
С 1985 г. дает сольные концерты в различных залах Москвы: Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Колонном зале Дома Союзов, Шуваловской гостиной, Доме композиторов, Доме Нащокина, музеях Скрябина, Гольденвейзера, концертном зале «Манеж» театра А. Васильева, концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных. Ведет активную концертную деятельность, гастролируя в России и за рубежом: Норвегия (г. Тромсё), Франция, Япония (г. Шизуока), Испания (гг. Севилья, Кадис, Рондо, Малага, Гранада), Тайвань, Эстония, Белоруссия.
 
Выступает с сольными концертами, с симфоническими оркестрами (дирижеры А. Н. Чистяков, Ю. Домаркас, В. П. Зива, И. Лапиньш и другие), а также в камерных ансамблях. «С наибольшей полнотой его талант раскрывается в романтической музыке Ф. Листа, Р. Шумана, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Ф. Шуберта, в ней находит выход огромный эмоциональный заряд, блестящая пианистическая виртуозность, глубина чувства и особое мастерское изящество фразировки, способные покорить любого, самого взыскательного слушателя...» (газета «Дубна», 1997). Участвовал в исполнении и записи произведений современных композиторов: Ю. Буцко, П. Белого, А. Микиты, А. Курсанова.
 
В творческом союзе с писателем Л. Е. Бежиным и художником В. Г. Симоновым создает новую форму концертной программы: писатель–художник–музыкант, где используется импровизационность во время исполнения (художник творит на глазах зрителей, писатель раскрывает глубины духовной сущности создателей музыки и их произведений, пианист объединяет это действо исполнением шедевров различных эпох).
 
Эта программа под названием «Ангелы и демоны» неоднократно исполнялась в Центральном доме литераторов, в концертном зале «Глобус» театра А. Васильева «Школа драматического искусства». Совместно с этим театром Фоменко разрабатывает также новые программы.
 
Концертный репертуар:
  • В. А. Моцарт. Сонаты F-dur K 280, a-moll K 310, A-dur K 331, D-dur K 578; концерты: A-dur № 12, A-dur № 23 K 488, c-moll K 491
  • Л. ван Бетховен. Сонаты op. 2 № 1 f-moll, op. 2 № 2 A-dur, op. 13 № 8 c-moll («Патетическая»), op. 27 № 2 cis-moll («Лунная»), op. 31 № 2 d-moll, op. 57 f-moll («Апассионата»), op. 90 e-moll, op. 101 A-dur, op. 110 As-dur; Вариации на русскую тему, 32 вариации c-moll; концерты № 3 c-moll, № 5 Es-dur.
  • Ф. Шуберт. Сонаты A-dur op. 120, a-moll, B-dur; экспромты op. 90, op. 132
  • Р. Шуман. Детские сцены op. 15; Симфонические этюды op. 13; Венский карнавал op. 26; концерт для фортепиано с оркестром a-moll op. 54 
  • Ф. Шопен. Сонаты № 2 b-moll op. 35, № 3 h-moll op. 58; баллады № 1 g-moll op. 23, № 2 F-dur op. 38; скерцо № 1 h-moll op. 20, № 2 b-moll op. 31, № 3 cis-moll op. 39; полонезы fis-moll op. 44, As-dur op. 53; ноктюрны, вальсы, прелюдии, мазурки, этюды; Концерт для фортепиано с оркестром f-moll № 2  
  • Ф. Лист. Мефисто-Вальс; Сонеты Петрарки № 104, № 123; Венгерская рапсодия № 12; Испанская рапсодия; Соната h-moll; этюды a-moll (Паганини), «Feux follets», «La Campanella»; Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром № 1  
  • Й. Брамс. 2 рапсодии op. 79, op. 118
  • Э. Григ. Лирические пьесы; Концерт для фортепиано с оркестром a-moll
  • К. Дебюсси. «Остров радости»; Прелюдии
  • М. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром G-dur
  • Б. Барток. Сюита; Три бурлески; Концерт для фортепиано с оркестром № 2  
  • А. Глазунов. Соната для фортепиано № 1 b-moll op. 74 
  • А. Лядов. Баллада; прелюдии
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки»
  • П. Чайковский. «Времена года»; «Думка»; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 b-moll
  • С. Рахманинов. Соната № 2 b-moll op. 36; Вариации на тему Корелли op. 42; Концерт для фортепиано с оркестром № 2 c-moll; прелюдии
  • А. Скрябин. Соната-фантазия № 2 op. 19; Соната № 4; прелюдии
  • С. Прокофьев. Соната № 6; концерты для фортепиано с оркестром № 1, № 3  
  • И. Стравинский. «Петрушка»-Сюита для фортепиано
  • Ю. Буцко. Шесть пьес для фортепиано (1961); Партита (1965); Соната–дифирамб (1974); Шесть пьес «Из дневника» (1987)
  • Н. Мясковский. Соната № 2 h-moll
  • И. С. Бах – Дж. Бузони. Чакона
  • Р. Шуман – Ф. Лист. Посвящение
  • Ф. Шуберт – Ф. Лист. Лесной царь; Серенада
Дискография
  • 1984 г. – запись на Центральном телевидении (Ф. Лист, К. Дебюсси, Д. Шостакович)
  • 1984 г. – цикл передач на телевидении г. Сочи
  • 1987 г. – запись в Государственном доме радиозаписи (Ф. Шопен, М. Мусоргский)
  • 1993 г. – запись в ГДРЗ с Большим симфоническим оркестром Центрального радио и телевидения, дирижер А. Михайлов (М. Равель. Концерт G-dur)
  • 1995 г. – ГДРЗ (запись произведений Ю. Буцко)
  • 2001 г. – интервью и запись на канале культуры г. Малага (Испания)
  • Студия звукозаписи Московской консерватории осуществила прямую запись на диск концерта Фоменко, который состоялся в Малом зале Московской консерватории 22 июня 2001 г.

Публикации об этом педагоге:

Рецензии, беседы

«Фоменко увлекает подлинным и зрелым романтизмом, благородством артистической натуры, изяществом человеческой сущности. Качествами столь же редкими, сколь и дорогими» (П. Белый, композитор)

«Секрет воздействия исполнительского искусства Александра Фоменко прост и как истинный секрет загадочен. Прежде всего, убеждает целостность его артистического облика, чуждого всякой рисовке и позы, исполненного изысканности и благородства. Трудно не поддаться захватывающему эмоциональному накалу его игры, романтическим порывам и взлетам, трагедийному пафосу, лирической проникновенности и открытости – чертам, унаследованным им от прославленной школы Генриха Нейгауза. Игра пианиста приобретает черты, сближающие ее с такими явлениями русской культуры, как театр Михаила Чехова или живопись Врубеля» (Л. Бежин)

Контактный e-mail:  fomenkoalex05@mail.ru