Доцент кафедры теории музыки

Заместитель начальника Управления международного сотрудничества

Научный руководитель Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира», Российско-японского центра музыкальной культуры и Ансамбля японской музыки «Wa-On» Московской консерватории


Родилась в Челябинске. В 1983 году окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс и. о. проф. Дж. К. Михайлова; среди учителей: проф. Е. М. Левашёв, проф. К. С. Хачатурян, проф. Н. Д. Юрыгина). В 1986–1989 гг. соискатель на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории (науч. рук. Дж. К. Михайлов).

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки» (Грузинский государственный театральный институт имени Шота Руставели, Тбилиси).

В 1993–1999 годах — ответственный секретарь Российского национального комитета Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.

В 2003–2015 годах — начальник Управления по координации программ международной деятельности Московской государственной консерватории. 

Награды:

  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
  • Почётная грамота Министерства иностранных дел Японии с наградной серебряной чашей с гербом павлонии (2005);
  • медаль «К 150-летию Токтогула Сатылганова» (Бишкек, 2014);
  • Почётная грамота Министра культуры России (2016);
  • Орден Восходящего Солнца «Золотые лучи с розеткой» (2016);
  • Серебряный нагрудный знак отличия «За служение Московской консерватории» (2016).

За деятельность в области международных связей отмечена рядом дипломов, благодарностей и грамот от зарубежных посольств и международных организаций.

Автор литературных сценариев и организатор музыкальных постановок: «Югао — Вечерний Лик», «Возвращение из Гифу», «Сад одного цветка» (2000); «Весеннее море», «Семь историй о прекрасной Комати» (2001); «Предание о цветке стиля» (2002); «О-Нацу» (2005–2015).

Организатор множества мероприятий в рамках культурного сотрудничества с зарубежными странами. Среди них:

  • Международный симпозиум «Традиционная музыка и танец в открытом культурном пространстве» с участием Генерального секретаря Международного музыкального совета при ЮНЕСКО Ги Юо (1996);
  • Международный семинар «Теория и практика индийской классической музыки: традиции и современность» (1998);
  • Международный научно-практический семинар «Многоликий Chronos Musicus» (2000);
  • Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» (2012, 2013);
  • ежегодный Международный симпозиум «Музыкальная карта мира» (с 2014).

Инициатор и художественный руководитель ежегодных международных фестивалей:

  • «Душа Японии» (с 1999);
  • «Вселенная звука» (с 2003);
  • «Собираем друзей» (с 2007).

Руководитель научно-исследовательских проектов:

— по грантам РГНФ (ныне РФФИ):

  • «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» (2013–2015);
  • «Россия и Иран: исторические пересечения и перспективы взаимодействия культур» (2015–2017);

— по гранту Министерства культуры России:

  • «Россия и Иран: инновационные методы межкультурного взаимодействия» (2015).

Автор и научный консультант международных творческих проектов, в том числе: «Встречи на Небесном Мосту» (Россия — Япония, 2005), «Потомки Арктиды» (с 2009) и др.

Организатор концертов, спектаклей, театрализованных действ, семинаров и мастер-классов, а также лекционных и практических курсов, представляемых мастерами разных культурных традиций мира.

Большое внимание уделяет просветительской деятельности, подготовила ряд программ о музыкальных культурах мира на радио и телевидении.

Педагогическая деятельность:

В 1983–1985 гг. преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Музыкально-хореографическом училище Улан-Батора (Монгольская Народная Республика).   Старший лаборант и преподаватель Сектора музыкальных культур мира Московской консерватории (с 1985). Cтарший преподаватель кафедры «Музыкальные культуры мира» (с 1989). Cтарший преподаватель кафедры теории музыки (с 1995), доцент (с 1998). В 1995–2003 гг. — доцент Межвузовского центра «Звук — Музыка — Культура» (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана — Российский университет дружбы народов).

Прошла ряд стажировок по классу японской классической музыки под руководством Кэйко Ивахори — главы отделения Школы кото Тадао Саваи в Киото. В 2003 г. удостоена профессионального ранга и диплома сихан (мастер с правом открытия собственной школы).

Ведёт цикл курсов по тематике научного направления «Музыкальные культуры мира»: «Музыкальная культура Дальнего Востока», «Музыкальная культура Южной Азии», «Музыкальная культура Центральной Азии», «Музицирование на инструментах народов мира» и др. Читает лекции и ведёт практические занятия по специальности «Музыкальные культуры мира» в разных городах России и за рубежом (Кувейт, Республика Корея, КНР, МНР, Греция, Япония и др.).

Постоянный куратор классов японской, китайской, индийской и иранской музыки Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Публикации

Отражение музыкального мышления монголов в традиции игры на моринхуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986; К вопросу современного функционирования жанра кхайяль на примере творчества Бегум Парвин Султаны и Устада Мохаммеда Дильшада Хана // Традиции и современность в индийской музыке / Науч. труды МГК. М., 1988; Неевропейские влияния в современной поп-музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. М., 1989; К вопросу общности музыкальных традиций кочевых народов Центральной Азии и Ближнего Востока // Жизнь традиций народов Ближнего и Среднего Востока в современной музыкальной культуре / Материалы 3-го Междунар. музыковедческого симпозиума в Самарканде. М., 1989; Звук и Космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки // История и культура монголоязычных народов / Материалы Междунар. круглого стола. Улан-Удэ, 1989; О типологической общности ведущих музыкальных жанров Южной и Центральной Азии // Барбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. Душанбе, 1990; Музыкальная культура Нигерии // Современная Нигерия. Справочник. М., 1992; Cult of Horseman and Draught-Animals in Musical Traditions of the North and West Africa Nomadic Peoples // Сб. материалов Всемирного конгресса африканистов. Будапешт, 1989; About Common Features of Nomadic Peoples’ Music Traditions // Материалы VII Междунар. Европ. семинара этномузыкологов. Берлин, 1990; The Musical Genre as a Subject of Ethnomusicological Researches // Материалы Европ. семинара этномузыкологов. Женева, 1992; Far Eastern Musical Culture and the Ways of Its Studying in Russia // The 26th General Assembly and Symposium of International Music Council. [Сеул], 1996; Ха-ута — незнакомая Япония // Хогаку-но томо [Друзья японской традиционной музыки]. 2003. Февр. (на яп. яз.); "Musical multiculturalism"  и современные возможности взаимопознания культур через звук и музыку // Множественность научных концепций в музыкознании. Сб. статей, посвященный 60-летию Е.М. Левашова. М., 2008; PAX SONORIS как предмет современного музыкознания // PAX SONORIS: История и современность (памяти М.А. Этингера): ежегодный музыковедческий сборник статей. Гос. Фольклорный центр «Астраханская песня». Астрахань, 2008. Вып.3; Музыкальная культура Японии // Под парусом «Паллады». Иллюстрированный историко-этнографический альманах. С.-Пб. Центр гуманитарных программ, СПб, 2008; Слово в музыке, музыка в слове, музыка как язык, музыка языка // Альманах SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS, Вып. XXII, Рига, 2008; Музыкальные традиции монголов в системе региональной цивилизации Центральной Азии // Pax Sonoris – Астрахань, 2009; Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности // Первая всероссийская конференция иранистов «Развитие российско-иранского сотрудничества в области иранистических исследований». М., 2011; Свет Востока в Московской консерватории // Журнал «Русская Азия», май-июнь 2014; Музыка как знание – Музыкознание – Музыкальная наука: традиция осмысления мира музыки в музыкальных культурах мира // Музыкальная наука в XXI веке: Пути и поиски//Материалы междунар. научной конференции к 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных 14-17 октября 2014 года. М., 2015.