Каратыгина
Маргарита Ивановна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Каратыгина<br /> Маргарита Ивановна

Доцент кафедры теории музыки

Начальник Управления международного сотрудничества

Научный руководитель Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира», Российско-японского центра музыкальной культуры и Ансамбля японской музыки «Wa-On» Московской консерватории


Родилась в Челябинске. В 1983 году окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс и. о. проф. Дж. К. Михайлова). В 1986–1989 годах была соискателем на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории (науч. рук. Дж. К. Михайлов).

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки» (Грузинский государственный театральный институт имени Шота Руставели, Тбилиси).

В 1993–1999 годах — ответственный секретарь Российского национального комитета Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.

В 2003–2015 годах — начальник Управления по координации программ международной деятельности Московской государственной консерватории. 

Награды:

  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
  • Почётная грамота Министерства иностранных дел Японии с наградной Серебряной чашей с гербом павловнии (2005);
  • медаль «К 150-летию Токтогула Сатылганова» (Бишкек, 2014);
  • Почётная грамота Министра культуры России (2016);
  • Орден Восходящего Солнца «Золотые лучи с розеткой» (2016);
  • Серебряный нагрудный знак отличия «За служение Московской консерватории» (2016).

За деятельность в области международных связей отмечена рядом дипломов, благодарностей и грамот от зарубежных посольств и международных организаций.

Автор литературных сценариев и организатор музыкальных постановок:

  • «Югао — Вечерний Лик», «Возвращение из Гифу», «Сад одного цветка» (2000);
  • «Весеннее море», «Семь историй о прекрасной Комати» (2001);
  • «Предание о цветке стиля» (2002);
  • «О-Нацу» (2005–2015).

Организатор множества мероприятий в рамках культурного сотрудничества с зарубежными странами. Среди них:

  • Международный симпозиум «Традиционная музыка и танец в открытом культурном пространстве» с участием Генерального секретаря Международного музыкального совета при ЮНЕСКО Ги Юо (1996);
  • Международный семинар «Теория и практика индийской классической музыки: традиции и современность» (1998);
  • Международный научно-практический семинар «Многоликий Chronos Musicus» (2000);
  • Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» (2012, 2013);
  • ежегодный Международный симпозиум «Музыкальная карта мира» (с 2014).

Инициатор и художественный руководитель ежегодных международных фестивалей:

  • «Душа Японии» (с 1999);
  • «Вселенная звука» (с 2003);
  • «Собираем друзей» (с 2007).

Руководитель научно-исследовательских проектов:
— по грантам РГНФ (ныне РФФИ):

  • «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» (2013–2015);
  • «Россия и Иран: исторические пересечения и перспективы взаимодействия культур» (2015–2017);

— по гранту Министерства культуры России:

  • «Россия и Иран: инновационные методы межкультурного взаимодействия» (2015).

Автор и научный консультант международных творческих проектов, в том числе: «Встречи на Небесном Мосту» (Россия — Япония, 2005), «Потомки Арктиды» (с 2009) и др.

Организатор концертов, спектаклей, театрализованных действ, семинаров и мастер-классов, а также лекционных и практических курсов, представляемых мастерами разных культурных традиций мира.

Большое внимание уделяет просветительской деятельности, подготовила ряд программ о музыкальных культурах мира на радио и телевидении.

Ученики разных лет:

Педагогическая деятельность:

  • В 1983–1985 гг. преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Музыкально-хореографическом училище г. Улан-Батора (Монгольская Народная Республика).
  • Старший лаборант и преподаватель Сектора музыкальных культур мира Московской консерватории (с 1985), старший преподаватель кафедры «Музыкальные культуры мира» (с 1989), старший преподаватель кафедры теории музыки (с 1995), доцент (с 1998). Доцент межвузовского центра «Звук — Музыка — Культура» (1995–2003; МГК имени П. И. Чайковского, МГУ имени М. И. Ломоносова, МГТУ имени Н. Э. Баумана, РУДН имени П. Лумумбы).
  • Прошла ряд стажировок по классу японской классической музыки под руководством Кэйко Ивахори — главы Киотоского отделения Школы кото Тадао Саваи, удостоена профессионального ранга и диплома «сихан» (мастер, с правом открытия собственной школы, 2003).
  • Ведёт цикл курсов специализации «Музыкальные культуры мира»: «Музыкальная культура Дальнего Востока», «Музыкальная культура Южной Азии», «Музыкальная культура Центральной Азии», «Музицирование на инструментах народов мира» и другие. Читает лекции и ведёт практические занятия по специальности «Музыкальные культуры мира» в разных городах России и за рубежом (Кувейт, Республика Корея, Китайская Народная Республика, Монгольская Народная Республика, Греция, Япония и другие).
  • Постоянный куратор классов японской, китайской, индийской и иранской музыки Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Публикации

  1. Отражение музыкального мышления монголов в традиции игры на моринхуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986.
  2. К вопросу современного функционирования жанра кхайяль на примере творчества Бегум Парвин Султаны и Устада Мохаммеда Дильшада Хана // Традиции и современность в индийской музыке / Науч. труды МГК. М., 1988.
  3. Неевропейские влияния в современной поп-музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. М., 1989.
  4. К вопросу общности музыкальных традиций кочевых народов Центральной Азии и Ближнего Востока // Жизнь традиций народов Ближнего и Среднего Востока в современной музыкальной культуре / Материалы 3-го Междунар. музыковедческого симпозиума в Самарканде. М., 1989.
  5. Звук и Космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки // История и культура монголоязычных народов / Материалы Междунар. круглого стола. Улан-Удэ, 1989.
  6. Cult of Horseman and Draught-Animals in Musical Traditions of the North and West Africa Nomadic Peoples // Сб. материалов Всемирного конгресса африканистов. Будапешт, 1989.
  7. О типологической общности ведущих музыкальных жанров Южной и Центральной Азии // Барбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. Душанбе, 1990.
  8. About Common Features of Nomadic Peoples’ Music Traditions // Материалы VII Междунар. Европ. семинара этномузыкологов. Берлин, 1990.
  9. Музыкальная культура Нигерии // Современная Нигерия. Справочник. М., 1992.
  10. The Musical Genre as a Subject of Ethnomusicological Researches // Материалы Европ. семинара этномузыкологов. Женева, 1992.
  11. Far Eastern Musical Culture and the Ways of Its Studying in Russia // The 26th General Assembly and Symposium of International Music Council. [Сеул], 1996.
  12. Ха-ута — незнакомая Япония // Хогаку-но томо [Друзья японской традиционной музыки]. 2003. Февр. (на яп. яз.).
  13. “Musical multiculturalism”  и современные возможности взаимопознания культур через звук и музыку // Множественность научных концепций в музыкознании. Сб. статей, посвященный 60-летию Е.М. Левашёва. М., 2008.
  14. PAX SONORIS как предмет современного музыкознания // PAX SONORIS: История и современность (памяти М.А. Этингера): ежегодный музыковедческий сборник статей. Гос. Фольклорный центр «Астраханская песня». Астрахань, 2008. Вып.3.
  15. Музыкальная культура Японии // Под парусом «Паллады». Иллюстрированный историко-этнографический альманах. С.-Пб. Центр гуманитарных программ, СПб, 2008.
  16. Слово в музыке, музыка в слове, музыка как язык, музыка языка // Альманах SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS, Вып. XXII, Рига, 2008.
  17. Музыкальные традиции монголов в системе региональной цивилизации Центральной Азии // Pax Sonoris – Астрахань, 2009.
  18. Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности // Первая всероссийская конференция иранистов «Развитие российско-иранского сотрудничества в области иранистических исследований». М., 2011.
  19. Свет Востока в Московской консерватории // Журнал «Русская Азия», май-июнь 2014.
  20. Музыка как знание – Музыкознание – Музыкальная наука: традиция осмысления мира музыки в музыкальных культурах мира // Музыкальная наука в XXI веке: Пути и поиски//Материалы междунар. научной конференции к 70-летию Российской академии музыки имени Гнесиных 14-17 октября 2014 года. М., 2015.