Записи

Родился в с. Березовское Краснодарского края. Первоначальное музыкальное образование получил в Новосибирской военно-музыкальной школе в классе солиста оркестра местного оперного театра А. Г. Непомнящего. После окончания школы в 1952 г. был направлен в Москву, в 1-й отдельный образцово-показательный оркестр Министерства обороны СССР под управлением Н. Сергеева.

В этом чрезвычайно сильном и ярком в те годы оркестре проходили службу лучшие воспитанники военно-музыкальных школ страны. Особое воздействие на молодого Михайлова оказали его талантливые коллеги В. Овчаров, Р. Багдасарян, Э. Барашвили, который увлек его игрой на саксофоне. После 6 лет службы и самостоятельных занятий поступил в Московскую консерваторию (класс А. В. Володина), которую окончил в 1964 г.

Одновременно активно занимался камерной музыкой в классах М. В. Мильмана, Т. А. Гайдамович, А. Л. Зыбцева.В годы учебы увлекся джазом, работал в биг-бэнде одного из ресторанов, солировал, делал аранжировки. С 1991 г. жил в Испании, продолжая исполнительскую и педагогическую деятельность.Русский музыкант влиял и на уровень исполнительства академического саксофона в Испании.

В 1999 г. он участвовал в конференции Ассоциации малагских саксофонистов с докладом «Классический саксофон в русской музыке», его «Школа игры на саксофоне» стала одним из наиболее востребованных учебных пособий. Умер 9 февраля 2003 г. в г. Торремолинос близ Малаги (Испания).

Доцент.
Заслуженный артист Удмуртской АССР (1979).
Лауреат первых премий Международного конкурса на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962) и Всесоюзного конкурса в Ленинграде (1963).


Педагогическая деятельность:

В Московской консерватории преподавал с 1966 г. (с небольшими перерывами). С 1966 г. – преподаватель (с 1982 г. – доцент) кафедры духовых и ударных инструментов.

Его усилиями в 1975 г. в Московской консерватории был открыт класс саксофона (ныне не существующий). В Испании (после отъезда в 1991 г.) Михайлов продолжал педагогическую деятельность, проводя мастер-классы и давая частные уроки.

Среди его учеников этого периода – кларнетисты и саксофонисты из разных стран – Испании, России, Италии, Голландии, Германии. В 1997 г. пятнадцатилетняя кларнетистка Мускильда Солар Очоа стала лауреатом Конкурса молодых исполнителей Андалусии.

Ученики:

В числе учеников:
  • лауреат международных конкурсов, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных А. Осейчук
  • лауреат международного конкурса, солист оркестра Московской государственной академической филармонии И. Панасюк
  • доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории В. Березин
  • солист Национального филармонического оркестра России п/у В. Спивакова И. Ерёмин
  • артист Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Светланова Л. Тушев
  • солист оркестра «Новая Россия» п/у Ю. Башмета Т. Алумян
  • солист и ансамблист А. Дресслер (Германия)
  • солист оркестра театра «Новая опера» А. Блок

    и другие

Участие в жюри конкурсов:

  • 1992 – 41-й Международный конкурс в Мюнхене (Германия)
  • 1994 – I Международный конкурс кларнетистов в Кракове (Польша)
  • 1994 – Международный конкурс в Маркнойкирхене (Германия)

Концертная деятельность. Основной репертуар: 

В 1961 г. занял место солиста Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и ЦТ, с 1963 г. – Симфонического оркестра Всесоюзного радио и ЦТ. С 1966 г. – солист оркестра Большого театра, с 1971 г. – второй солист-регулятор Государственного симфонического оркестра СССР, с 1986 г. – солист Государственного Малого симфонического оркестра СССР. Обширнейший репертуар Михайлова включал сочинения для кларнета и саксофона В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, К. Вебера, Й. Брамса, А. Глазунова, Б. Бартока, А. Берга, К. Дебюсси, И. Стравинского, П. Хиндемита, А. Онеггера, множество сочинений современных авторов, часто посвященных ему.

Тесный творческий союз связывал его со многими композиторами. Э. Денисов посвятил ему Сонату для кларнета-соло и Сонату для кларнета и фортепиано, В. Артемов – Сонату для кларнета-соло, Д. Кривицкий – Концерт для бас-кларнета с оркестром. Талант Михайлова-саксофониста побудил композиторов к созданию сочинений, имевших значительный успех в России и за рубежом (Концерт для саксофона с оркестром А. Эшпая, Концерт для двух саксофонов М. Гагнидзе, первое исполнение которого в ансамбле с М. Шапошниковой состоялось в 1990 г., во Франции, на Международном конгрессе саксофонистов). Знаковой премьерой стало исполнение композиции В. Рябова «13 вариаций на темы из Пиковой Дамы» для бас-кларнета и балетной пары, поставленного М. Лиепой. Михайлов с одинаковым совершенством владел всеми кларнетами – от пикколо до баса, и всеми саксофонами – от сопрано до баритона.

Это позволяло композиторам создавать для него уникальные сочинения с использованием нескольких инструментов, в числе которых – Фантазия Э. Денисова для четырех саксофонов, Концертная фантазия Н. Пейко для двух саксофонов, Сюита С. Губайдулиной, где Михайлов играл на восьми инструментах: кларнетах пикколо, А, В, бас-кларнете, саксофонах сопрано, альте, теноре и баритоне.

В 1960-е гг. начинается его активная деятельность в качестве солиста и ансамблиста, он по праву занимает место в ряду ведущих концертных и камерных исполнителей страны. В 1970-е – 1980-е гг. Михайлов исполнил несколько десятков новых сольных и камерных сочинений. Яркая одаренность и человеческое обаяние привлекали к нему многих выдающихся исполнителей. Одной из первых его талант оценила М. Юдина, сделавшая с Михайловым ряд записей. Он играл в ансамбле с Г. Кремером и А. Любимовым, В. Пикайзеном и Н. Гутман, Т. Гринденко и В. Поповым, А. Наседкиным и А. Севидовым и многими другими видными музыкантами. После участия во Всемирном конгрессе саксофонистов (Бордо, 1974), организовал первый в СССР академический квартет саксофонов (Л. Михайлов – сопрано, А. Осейчук – альт, А. Набатов – тенор, В. Ерёмин – баритон), первые концерты которого состоялись в 1975 г. 

Деятельность квартета стала значительным явлением в музыкальной жизни Москвы, позволила впервые представить отечественной публике ряд выдающихся сочинений этого жанра, а также стимулировала композиторов к созданию новых произведений для квартета саксофонов. С начала 1990-х гг. жил в Испании, продолжая исполнительскую и педагогическую деятельность. В этот период приглашался членом жюри международных конкурсов. Яркое дарование Михайлова оказало большое влияние на испанских музыкантов и публику. Его интерпретация Болеро М. Равеля в составе Филармонического оркестра Малаги, где музыкант играл соло поочередно на трех инструментах (кларнете-пикколо, саксофонах сопрано и саксофоне альте), вызвало горячее одобрение мадридских критиков.

Исполнение камерной музыки в составе трио с испанским пианистом Хосе Мануэль Падийа стало значительным явлением в музыкальной жизни Малаги. Продолжaя просветительскую деятельность, Михайлов много выступал с исполнением шедевров популярной классики в составе квартета музыкантов Московской консерватории (И. Манолова, А. Кондакова, А. Нянькин), что принесло ему известность в среде самой широкой аудитории.   В этих концертах артист солировал на кларнете, саксофоне, бас-кларнете, и кларнете-пикколо, иногда исполнял импровизации, наполненные его неповторимой индивидуальностью и изящным юмором.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор «Школы игры на саксофоне» (1975), составитель сборников пьес для кларнета с фортепиано «Произведения советских композиторов» (1976), «Произведения французских композиторов» (1977) и других, а также исполнительской редакции первого советского издания «Квартета для четырех саксофонов» А. К. Глазунова (1979).

В 2000 г. им подготовлены вторая, обновленная редакция «Школы для саксофона» и книга воспоминаний о встречах и работе с выдающимися русскими музыкантами Е. Светлановым, Ю. Силантьевым, М. Юдиной, Р. Баршаем, которые ждут своего издания.

Дискография:

Михайлов сделал множество записей сольной и камерной музыки для кларнета и саксофона.

В их числе – концерты В. А. Моцарта и А. Копленда для кларнета с оркестром, Концерт А. Глазунова для саксофона с оркестром, Концертштюк Н. А. Римского-Корсакова для кларнета с оркестром, сонаты П. Хиндемита и Ф. Пуленка для кларнета и фортепиано, Соната П. Хиндемита для саксофона и фортепиано, Сонатина А. Онеггера для кларнета и фортепиано, Четыре пьесы А. Берга для кларнета и фортепиано, Три пьесы И. Стравинского для кларнета-соло, Концертная симфония В. А. Моцарта для квартета духовых с оркестром, «Контрасты» Б. Бартока, Квинтет с кларнетом В. А. Моцарта, Патетическое трио М. И. Глинки, Квартет для саксофонов А. Глазунова и другие.

Публикации об этом педагоге:

О Михайлове и его выступлениях написан ряд рецензий и статей, в том числе:
  • Константинов А. Концерт в музыкальной школе // Красная искра. № 203. 22.12.1978
  • Юзефович В. Исполнительское искусство. Годы 70-е. // Советская музыка. № 2. 1981
  • Эшпай. А. Жажда движения // Советская культура. № 86. 26.10.1982
  • Манолова И. Профессор саксофона // Вечерняя Москва. № 188. 17.03.1983
  • Иванов В. Волшебники саксофона // Московские новости. № 5, 03.02.1985
  • Березин В. Лев Михайлов // Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. М., 1989
  • Березин В. «Для саксофона с оркестром» // Новая газета. № 22 (855). 2003