Понькин
Владимир Александрович

  • Народный артист России (2002).
  • Профессор
Понькин<br /> Владимир Александрович

Родился в г. Иркутске. В 1976 г. окончил Горьковскую консерваторию. В 1980 г. окончил Московскую консерваторию, в 1983 г. – ассистентуру-стажировку (класс оперно-симфонического дирижирования Г. Н. Рождественского).

В 1980 – 1982 гг. проходил стажировку в Большом театре, одновременно работал дирижером в Московском Камерном музыкальном театре.

Профессор.
Народный артист России (2002).
Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова.

Главный дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера» под управлением Д. Бертмана и художественный руководитель и главный дирижер Кубанского симфонического оркестра.
Постоянный приглашенный дирижер «Palm Beach Symphony» Florida, USA.

Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2000, 2002).
Генерал-майор казачьих войск.
Награжден медалью II степени «За заслуги в развитии Кубани» (2001).

Награжден Советом по общественным наградам России при Российской геральдической палате Наградным крестом «Защитник отечества» I степени «За заслуги перед Отечеством в области развития культуры в России и за рубежом, воспитание творческих кадров» (2005);
Медалью «За заслуги перед культурой» Министерства культуры и искусств Республики Польши.

Орден «За службу России» (2006) утвержденный Комитетом по общественным наградам РФ.
Казачий орден «За любовь и верность Отечеству» I степени (2006).

Победитель V Всемирного конкурса дирижеров «Rupert Foundation» в Лондоне (1980, первый из молодых советских дирижеров).


Педагогическая деятельность:

С 2004 г. – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории. Проводит мастер-классы в России и в Германии совместно с известным дирижером Йорма Панула.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

 

В разные годы маэстро возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Краковский филармонический оркестр (Польша). В качестве приглашенного дирижера Понькин работал с такими известными ведущими коллективами, как оркестр Би-Би-Си (BBC), Ленинградский филармонический, Оркестр Стокгольмского радио, оркестры Италии: Миланский симфонический Guido Cantelli и оркестр г. Бергамо, Йенский симфонический (Германия), ведущие коллективы Австралии – Мельбургский симфонический, Западно-Австралийский оркестр, Куинслендский симфонический оркестр (г. Брисбен), Бинхэптонский симфонический, оркестр Палм Бич (США) и многими другими.
 
Его гастрольные туры с успехом проходили в Австралии, Англии, Германии, Швеции, Корее, Югославии, Болгарии, Венгрии, Чешской Республике, США. Одной из самых выдающихся работ Понькина стало исполнение монументальной и чрезвычайно сложной композиции К. Пендерецкого «Заутреня» для солистов, хора и оркестра, которая прозвучала во время праздничного концерта в Стокгольме в рамках проходящего фестиваля, посвященного композитору.
 
К. Пендерецкий высоко оценил мастерство Понькина: «После этого концерта у меня больше нет желания дирижировать этим произведением самому».
 
В 1996 г. Понькин был приглашен на пост главного дирижера в Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Он осуществил постановки балетов «Укрощение строптивой» Броннера, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Суламифь» В. Бесединой, опер «Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова и «Отелло» Дж. Верди (последняя имела оглушительный успех).
 
«Новый дирижер Владимир Понькин привносит в исполнение дар настоящего музыканта и мастерство опытного дирижера – очень давно оркестр не звучал так полно и совершенно» («Независимая Газета», Москва).  
 
Концерт с Краковским оркестром в резиденции Папы Римского Иоанна Павла II – это, несомненно, событие выдающееся. Выступление было настолько успешно, что Папа попросил дирижера бисировать и наградил его медалью «Почетный гость».
 
«Понькин раскрылся перед столичной публикой с самой лучшей стороны, обещающей ему, несомненно, прочную славу одного из лучших дирижеров его поколения», «Сердечность искусства Понькина поразительно удивляет» («Экран и сцена»).
 
В 1990 – 2004 гг. Понькин возглавлял государственный симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии. За годы сотрудничества с Понькиным Государственный симфонический оркестр стал одним из самых востребованных российских коллективов в России и за рубежом. Оркестр выступал в лучших концертных залах мира, на крупнейших российских и европейских международных фестивалях.
 
Универсальность дирижера проявилась в необыкновенном изяществе, с каким он исполнял произведения разных композиторов, в филигранной дирижерской технике, тончайшей проработке деталей, продуманности и логичности концепции. Его репертуар включает в себя почти всю музыкальную классику трех столетий. Летом 1996 г. с оркестром Московской государственной академической филармонии Понькин участвовал в 42 фестивале Пуччини в Торре дель Лаго. Во время оперного фестиваля Понькин дал два симфонических концерта русской и французской музыки.
 
Итальянская пресса писала: «Они значительно подняли эмоциональную температуру фестиваля. У Понькина огромный репертуар. Его интерпретации композиторов, принадлежащих к разным историческим эпохам и стилям чрезвычайно разнообразны» (Виареджио, Ля Национе).
 
С 1999 г. дирижер активно сотрудничает с театром «Геликон-опера», а с 2003 г. занимает должность главного дирижера. Здесь под его руководством был осуществлен ряд оперных постановок, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Лулу» А. Берга, «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова, «Диалоги Кармелиток» Ф. Пуленка, «Упавший с неба» С. Прокофьева, «Сибирь» У. Джордано и многие другие.
 
«Почетное место за эту выдающуюся Лулу должно быть предоставлено Понькину. Замечательный ученик Рождественского теперь провозглашен выдающимся дирижером музыки 20 века в России, его прочтение данного произведения было превосходно оценено. Он дирижирует Бергом, как юношескими произведениями Моцарта, прикладывая так же мало усилий, легко разделывается с техническими трудностями, обнаруживая лирические или гротескные моменты партитуры» («Орега Review», Москва).
 
«Владимир Понькин тонко аккомпанирует певцам: их хорошо слышно, он будто угождает им, ничуть не отступая ни в темпе, ни в характере. Опять же впервые в «Геликоне» нерв спектаклю, его накал задает в первую очередь дирижер» («Вечерний клуб», Москва).
 
С 2002 по 2006 г. Понькин являлся главным дирижером Центра оперного пения Галины Вишневской, где осуществил ряд оперных постановок, в том числе «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Риголетто» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно и другие. В январе 2005 г. Понькин занял престижный пост художественного руководителя и главного дирижера Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова.
 
Хорошо известно и мастерство аккомпанемента дирижера. Он неоднократно принимал участие в международных фестивалях музыки В. Лютославского в Москве и музыки А. Пярта и К. Пендерецкого в Стокгольме. Репертуар Понькина огромен, он включает в себя как известные произведения Л. ван Бетховена, С. Рахманинова, П. Чайковского, так и редкие для московской публики опусы И. Стравинского и Э. Элгара, ряда современных композиторов. 

 

Дискография:

Дискография Понькина включает в себя как произведения мировой классики (В. А. Моцарта, С. Рахманинова, П. Чайковского, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича), так и современную музыку (К. Пендерецкого, В. Лютославского, Э. Денисова, С. Губайдулиной).

 

Публикации об этом педагоге:

 

Из отзывов прессы:
«Ночь на Лысой горе» Мусоргского, исполненная первой, обнаружила особые качества оркестра. Это была яркая музыкальность, совмещенная с четкой технической дисциплиной дирижерской палочки Владимира Понькина, который дирижировал уверенно и ясно» («Мангеймер Морген»)
 
«Московский филармонический под управлением Понъкина произвел фурор... начав с увертюры к Вагнеровской «Риенци». Все нюансы произведения, незаметные в других записях, были исполнены с особой деликатностью» («НРЗ Оберхаузен»)
 
«Дирижерская палочка Понькина великолепна... Мастерство этого живого, музыкально одаренного и тонко чувствующего дирижера должно быть отмечено особо. Он без сомнения талантлив и в будущем заставит о себе говорить» («Коррьера дела сера», Милан)
 
«Без преувеличения интерпретация «Фантастической симфонии» Берлиоза является выдающимся событием. Театральность и осознание целостности композиции произвели завораживающее впечатление» («Независимая газета», Москва)
 
«Маэстро исполнил партитуру Римского-Корсакова к опере «Царская невеста» на едином дыхании, драматично и трепетно, акцентируя все мелодико-гармонические красоты, которыми эта опера насыщена в полной мере» («Московский комсомолец», Москва)