Родился в г. Москве в 1952 г. Окончил Спецшколу № 2 им. Ромена Роллана, в 1972 г. - Музыкальное училище им. Гнесиных (класс кларнета В. А. Гетмана), в 1977 г. — Московскую консерваторию (класс кларнета Л. Н. Михайлова). С 1980 по 1984 г. учился в музыковедческой аспирантуре Московской консерватории, где под руководством Ю. А. Усова защитил кандидатскую диссертацию «Камерная музыка Моцарта для духовых инструментов» (1986). Одновременно занимался композицией с О. К. Эйгесом и Г. И. Литинским.

В связи с исследовательской работой прошел ряд научных стажировок (стипендиат Nuffic, Института «Открытое общество», правительства Франции, РГНФ), в том числе в Свелинк-консерватории (1997, 1999, Амстердам), Туринском университете (2001), Высшей Парижской консерватории (2004, 2009). Лауреат Всероссийского конкурса по гуманитарным наукам Международного фонда «Культурная инициатива» (Москва, 1992/1993).

В 1998 избран на должность профессора (аттестат 2001). В 2000 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма».

Исследовательская деятельность посвящена вопросам истории исполнительского искусства и музыкальной педагогики. Научно-историческая специализация — инструментальная культура классицизма (органология, источниковедение, инструментальные жанры, исполнители), французская музыкальная культура XVII-XVIII вв. (метризы, музыкальные корпорации, департаменты королевского двора).

Существенным этапом исследований стало открытие обширной коллекции сочинений крупнейших европейских авторов XVIII века для ансамбля духовых инструментов Harmoniemusik из рукописного фонда князей Юсуповых. Найденная и описанная в 1998 г., коллекция явилась первым в отечественном источниковедении образцом Harmoniemusik, свидетельствующим о распространении традиционного для Европы пласта инструментальной культуры в российской практике. Открытие признано национально значимым, для изучения фонда выделен исследовательский грант Президента РФ (2001).

Профессиональную исполнительскую деятельность начал в Московском симфоническом оркестре на IV курсе училища (1971-1972) , в 1977 г. стажер оркестра Большого театра, в 1979–1983 гг. солист Московского оркестра камерной музыки (Росконцерт). В период учебы работал в оркестре Академического театра им. Моссовета, выступал в концертах Московской филармонии в составе созданного им квинтета духовых инструментов. После окончания консерватории работал руководителем и солистом квинтета духовых инструментов Вологодской филармонии и ансамбля «Серенада» (квинтет духовых инструментов и фортепиано) Новгородской филармонии, в составе которого дал более 400 концертов на различных концертных площадках СССР, осуществил ряд теле- и радиозаписей.

В годы обучения в аспирантуре служил также певчим в церковном хоре, лектором-музыковедом и солистом в Москонцерте.

Создатель и художественный руководитель Новгородской инструментально-хоровой капеллы, основу которой составил камерный оркестр духовых инструментов «Камер-коллегия», впервые познакомивший отечественную аудиторию с выдающимися сочинениями Harmoniemusik. Служил музыкальным руководителем и дирижером в Московском областном ТЮЗе, МХАТ им. А. М. Горького, Театре им. Е. Б. Вахтангова, театре «Школа современной пьесы».

Одновременно работал в качестве аранжировщика для оркестров радио, театров, Государственного духового оркестра РФ.

С конца 1990-х гг. работал также в качестве тележурналиста, автор и режиссер телевизионных фильмов, очерков, программ просветительской и публицистической направленности, в т. ч. «Детский сад», «Голуби», «Главный военный дирижер» (Виктор Афанасьев), «Академик Никандров», «Беседы об оркестре», «Rondino» (Владимир Федосеев)», «Отец Алексей», «Военные музыканты», «Люди и дельфины», «Газетчики», «Птичий рынок», «О цветах», «Одна счастливая школа», «Старость?..» (Абрам Штейн) и др.

Член редколлегий журналов «Оркестр», «Старинная музыка», «Ученые записки Академии им. Гнесиных», «Научный вестник Московской консерватории».

Педагогическая деятельность

С 1984 г. преподает в Московской консерватории на кафедре истории и теории исполнительского искусства, а также на кафедре духовых и ударных инструментов (более 10 лет читал курс методики обучения игре на духовых инструментах, ведет класс ансамбля духовых инструментов, курсы истории исполнительства на духовых инструментах, исполнительства и педагогики для студентов, истории исполнительства ХХ века для аспирантов и ассистентов-стажеров). В 2004-2006 вел курс истории исполнительства на духовых инструментах также в РАМ им. Гнесиных. В 2003–2005 гг. - ведущий научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования, где занимался изучением проблем массовой культуры, работал с аспирантами, являлся членом диссертационного совета.

Ученики

В числе учеников класса ансамбля духовых инструментов — лауреаты российских и международных конкурсов камерной музыки С. Голубенко, Б. Уразбаева, В. Королёва (Казань); М. Рубинштейн (Кальтанисетта, Италия); П. Студенников, О. Смирнова, Р. Хафизов, А. Стёпин, И. Каштан (Дифферданж, Люксембург); А. Шутый, А. Снегирёв (Осака, Япония), С. Архипов, Т. Шельтик, Д. Рыбалко, А. Герасимов, В. Шамиданов (Петрозаводск).

Научный руководитель диссертационных работ по истории исполнительства и музыкальной педагогике, руководитель-консультант научно-исследовательских работ аспирантов-инструменталистов.

Учебные курсы, мастер-классы

Читал лекции и проводил мастер-классы в Амстердамской консерватории, Туринском университете, в Российской академии образования, Белорусской академии музыки, Красноярской академии музыки и театра, на Российских оркестровых ассамблеях для преподавателей и дирижеров духовых оркестров, на научно-методических семинарах для преподавателей музыкальных колледжей и училищ.

Сочинения

Автор музыки к 18 драматическим спектаклям, мюзиклов «Остров сокровищ» (МОТЮЗ, 1984, Новочеркасск, 1986), «Романтики» (МОТЮЗ, 1987), «Полоумный Журден» (МХАТ, 1986).

Научные труды. Издания. Публикации

В числе опубликованных работ (более 100) – статьи, монографии, переводы:

  • Традиции письма для духовых инструментов во второй половине XVIII века и их отражение в творчестве Моцарта. Деп. В НИО Информкультура ГБЛ, № 78, 1984.
  • Черты стилистической эволюции дивертисментов и серенад Моцарта для духовых инструментов // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. М.: МГК, 1985
  • Выдающийся мастер. К 110-летию М. И. Табакова // «Сов. музыкант», 9 сентября 1987.
  • Штрихи к портрету Моцарта // «Сов. музыкант», 28 ноября 1987.
  • Серенады Моцарта для духовых инструментов в контексте эпохи // Проблемы творчества Моцарта. М.: МГК, 1993.
  • Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. Редактор-составитель В. В. Березин. М.: МГК, 1991.
  • Кларнет и бассетгорн в масонской символике Моцарта // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М.: МГК, 1991. 
  • Духовые инструменты в раннеклассическом оркестре // Инструментальная музыка классицизма. М.: МГК, 1998.
  • Духовые инструменты в ранних партитурах Чайковского // Музыка П. И. Чайковского. Вопросы интерпретации. М.: МГК, 1991.
  • Лев Михайлов // Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. М.: Советский композитор, 1989.
  • Проблемы возрастных особенностей при обучении игре на духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. М.: Музыка, 1990.
  • Исполнитель и музыкальное искусство // «Сов. музыкант», 25 апреля 1990. 
  • Некоторые вопросы исполнительства в классическом духовом квинтете // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991.
  • О метафоричности оркестрового мышления // Воспитание музыкального слуха. М.: НИЦ МГК, 1999.
  • Немного нового о хорошо забытом: к ис¬тории духового ансамбля Harmoniemusik России // «Старинная музыка», 1999, № 2.
  • Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма (монография). М.: ИОСО РАО, 2000.
  • Через тернии… и обратно. Старинная музыка и отечественная концертная практика // «Старинная музыка», 2001, № 3.
  • На все руки гений (интервью с Пласидо Доминго) // «Итоги», 2001, № 23.
  • Рождественский вечер (Концерт Геннадия Рождественского) // «Итоги», 2001, № 23.
  • Историю нельзя писать без архивов. Беседа с Главным специалистом Государственного военно-исторического архива А. В. Канунниковым // «Старинная музыка», 2001, № 4.
  • Большой маленький оркестр (к 45-летию Московского гос. камерного оркестра) // «Итоги», 2001, № 24.
  • Концерт имени Москонцерта (к 70-летию Москонцерта) // «Итоги», 2001, № 25.
  • И музыка, и слово, и судьба… // «Русский дом», 2001, № 11.
  • Юрий Алексеевич Усов, педагог и ученый // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 2. М., 2002.
  • Энциклопедический словарь «Музыкальный Петербург» (рецензия) // «Старинная музыка», 2001, № 1.
  • Кларнет в музыке барокко // Музыкальное искусство барокко. М.: НИЦ МГК, 2003
  • Французская симфония во второй половине XVIII века // «Старинная музыка», № 3 (17), 2002.
  • Дворцовые мотивы // «Итоги», 2002, № 27.
  • Музыка для эстетов // «Итоги», 2002, № 29.
  • Мы ищем таланты // «Итоги», 2002, № 30.
  • Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера // «Старинная музыка», 2003, № 2-3 (20-21).
  • Для саксофона с оркестром (Л. Н. Михайлов) // «Новая газета», 2003, № 22. 
  • На этом спектакле забываешь о жалованье актеров (рецензия на сп. «Руслан и Людмила» в ГАБТ) // «Новая газета», 2003, № 32.
  • У истоков первой российской консерватории // «Старинная музыка», 2004, № 1-2 (23-24).
  • Своей профессией он обязан старшине полкового оркестра (Ю. А. Усов) // «Человек. Культура. Город», 2004, № 6.
  • Музыка и судьба (Т. А. Гайдамович) // «Человек. Культура. Город», 2004, № 10.
  • Перспективы ушедшего времени, или Диалог с современником, живущим в XVIII веке (Альфредо Бернардини) // «Старинная музыка», 2004, № 1-2 (23-24).
  • «Черный змей» из французской провинции (серпент) // «Музыкальная академия», 2005, № 2,
  • Великий французский флейтист в зеркале времени (К. П. Таффанель) // «Старинная музыка», 2005, № 1-2 (27-28).
  • «Признание в любви» (Юбилей Гнесинки) // «Человек. Культура. Город», 2005, № 3.
  • История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании // «Оркестр», № 4, 2006
  • Программа курса «Методика обучения игре на духовых инструментах» для музыкальных вузов. - М.: Минвуз РФ, 2006.
  • Программа курса «Ансамбль духовых инструментов» для музыкальных вузов. М.: Минвуз РФ, 2006.
  • Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866-2006. Биогр. энциклопедич. словарь. Персоналии: 26 статей о деятелях Московской консерватории. М., 2007.
  • Serguei Ivanovich Taneïev. Canzone. Présentation par Valeriy Berezin. Paris: Fuzeau, 2006.
  • Марк Экошар и его ансамбль «Большие гобои» // «Оркестр», 2007, № 2 (7).
  • Музыка в XIX столетии // Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр (колл. монография). СПб.: Питер, 2007.
  • «Скрипачи и трубачи Большой Конюшни» // «Оркестр», 2007, № 5.
  • Из времен Людовика XIV: Несколько документов к истории Королевской Академии музыки // «Старинная музыка», №№ 1-2 (35-36), 2007.
  • Братство Святого Юлиана и Большие скрипки короля // «Старинная музыка», №№ 3-4 (37-38), 2007.
  • Музыкальные инструменты. Энциклопедия. Статьи «Цинк», «Флейта», «Флажолет». - М.: Дека-Вс, 2008.
  • Братство св. Юлиана, или профсоюз Французского королевства // Оркестр, 2008, № 1 (10).
  • История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании // Творчество, концепции, школы: Деятельность профессоров Московской консерватории (от истоков до наших дней). М., 2008
  • Юрий Николаевич Должиков и его школа (в соавторстве со С. С. Голубенко) // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Выпуск 4. М.:МГК, 2008; «Оркестр». Июнь 2006, № 2 (3).
  • Валторна: были и небылицы // «Оркестр», 2008, № 2 (12).
  • Большой духовой оркестр маленького города Виши // «Оркестр», 2008, № 4 (13).
  • К истории музыкального образования: французские метризы и их воспитанники в XVII–XVIII веках // «Старинная музыка», 2008, № 3 (12).
  • Трубачи и скрипачи Большой конюшни в архивах и документах французского двора // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009.
  • Интеллигент из рязанской глубинки (В. Б. Баташев) // «Оркестр», 2009, №№ 1-2 (14-15).
  • Четыре вопроса самому себе // «Оркестр», 2009, №№ 1-2 (14-15).
  • «Я занимаюсь в своей жизни именно тем, что люблю» (председатель Сибирского отд. СК РФ, профессор Л. Гаврилова) // «Оркестр», 2009, №№ 1-2 (14-15).
  • Несколько документов к истории ранней французской оперы // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып. 2 М.: НИЦ МГК, 2010.
  • Гобой и гобоисты при дворе королей Франции // Научный вестник Московской консерватории, 2010, № 3.
  • Устав и правила музыкальных мастеров города Парижа 1599-1791 // «Старинная музыка», 2010, № 4; «Оркестр», 2011, № 3-4.
  • Марсель Бенуа: «Эту профессию нужно переживать с эгоистической страстью» // «Старинная музыка», 2010, № 4.
  • Системы подготовки музыкантов в профессиональных учебных заведениях (в соавторстве с А. Лесовиченко) // Музыкальное образование: методологии, методики, композиторские ресурсы: колл. монография. Новосибирск: ГОУ ВПО Новосиб. гос. пед университет, 2011.
  • Дирижер из эпохи барокко (Максим Емельянычев)// «Оркестр», 2011, №№ 1-2 (22-23).
  • The unknown collection Harmoniemusik in Russia (End of XVIII - early XIX centuries) // «The Orchestra». Budapest, 2011, № 2.
  • «Могу пожелать одного: не переставать удивляться…». Интервью с И. А. Барсовой // Научный вестник Московской консерватории, 2011, № 4.
  • Некоторые особенности работы с ансамблем духовых инструментов // Научный вестник Московской консерватории, 2012, № 4; «Оркестр», 2012, № 3-4 (28-29).
  • Статуты и правила менетрье города Парижа. 1321–1773 // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып. 3. М.: НИЦ Моск. конс., 2012.
  • «Желаю ученикам бережно относиться ко времени» (профессор Белорусской академии музыки Б. В. Ничков) // «Оркестр», 2012, № 5-6 (26-27).
  • Музыканты французского Королевского Дома // «Старинная музыка», 2012, № 3-4.
  • Музыканты королей Франции (монография). - М.: Современная музыка, 2013.
  • Как трубачи начинали исполнять Баха. Опыт маленькой лекции // «Старинная музыка», 2014, № 2.
  • Маленький трактат Валентина Рёзера для композиторов XVIII века. Перевод, вступ. статья, комментарии («Опыт наставления тех, кто сочиняют для кларнета и валторны с примерами для гармонии из 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов») // «Старинная музыка», 2014, № 3.
  • Исповедь музыканта (О книге И. П. Мозговенко «Соло для кларнета. И не только…») // «Москва», октябрь 2104.
  • Каденция солиста (рецензия на монографию А. М. Меркулова «Каденция солиста…») // «Старинная музыка», 2014, № 3
  • «…По причине производимого ими большого шума…» Семейства гобоев и фаготов в трактате Марена Мерсенна «Всеобщая гармония» Вступление, перевод, комментарии. // «Старинная музыка», 2014, № 4.
  • «Славка приехал, песняка будем задавать». Беседа с фольклористом Вячеславом Михайловичем Щуровым // Журн. «Москва», 2015, № 4.
  • История исполнительства на духовых инструментах в музыкально-теоретическом цикле Московской консерватории. (К 150-летию Московской консерватории) // «Музыка и время», 2015, № 9.
  • Натуральная труба эпохи барокко. Опыт маленькой лекции // «Музыка и время», 2015, № 11.
  • «Я сравнил бы его с сиянием солнечного луча во тьме…». Корнет и серпент в трактате М. Мерсенна «Всеобщая гармония». Вступление, перевод, комментарии // «Старинная музыка», 2015, № 3 (69).
  • Московская школа духовых инструментов в контексте европейских традиций // «Музыка и время», 2016, № 9.
  • Двадцать четыре скрипки короля – «нет ничего более восхитительного или величественного!» // «Старинная музыка», 2016, № 3.
  • Аннотации к CD, статьи для справочных изданий.

Дискография

В 1970-е — 1980-е годы записал ряд камерно-инструментальных сочинений в гостелерадиофонд, в том числе трио Ф. Девьена, И. Плейеля, квартеты Дж. Гамбаро, духовые квинтеты отечественных и зарубежных авторов.

В качестве художественного руководителя и дирижера записал на пластинки с ансамблем «Камер-коллегия» ряд сочинений XVIII века для духовых инструментов, в том числе впервые в России серенады Й. Мыслевичека, концерты Б. Мюнстера, Октет-партиту И. Гуммеля, Охотничьи марши А. Враницкого, а также монографический CD из миниатюр А. Лядова в собственной аранжировке для ансамбля духовых инструментов.

Контактный e-mail: berezin11@yandex.ru