Родилась в Москве. Играть на фортепиано начала с четырех лет. Впервые вышла на сцену в возрасте пяти лет. В 1990–2002 гг. училась у Заслуженного учителя РФ О.Е. Мечетиной (ДМШ Академического музыкального училища при Московской консерватории, затем Академическое музыкальное училище). Окончив ДМШ и училище с отличием, в 2002 году поступила в Московскую консерваторию. В классе специального фортепиано обучалась под руководством профессоров С.Л. Доренского и П.Т. Нерсесьяна, приходила в классы профессоров А.А. Писарева и Н.Л. Луганского; в классе камерного ансамбля училась у профессора Т.А. Алиханова, в классе концертмейстерского искусства – у профессора М.И. Кравченко. Окончив консерваторию с отличием, в 2007 году поступила в аспирантуру в класс С.Л. Доренского и П.Т. Нерсесьяна. В рамках аспирантского обучения дополнительно стажировалась в классах Т.А. Алиханова и М.И. Кравченко. По окончании аспирантуры в 2010 году начала педагогическую работу в консерватории.
Концертная деятельность. Основной репертуар
Рекомендательное письмо профессора С.Л. Доренского, направленное им в 2007 году в аспирантуру Московской консерватории, содержало такие строки: «Елена Тарасова превосходная пианистка. За последние годы она выросла в серьезную артистку. Обладает тонкой музыкальностью и ярким темпераментом. Постоянно расширяет свой репертуар и часто выступает с концертами». Репертуар Елены, включающий различные стили и направления и охватывающий временной период от эпохи барокко до XXI века, дополняется по-прежнему интенсивно. Также на творческом счету пианистки появились мировые и российские премьеры сочинений современных композиторов. В год 150-летия со дня рождения С.В. Рахманинова Елена впервые проявила себя как автор транскрипции, добавив к своему репертуару версию «Симфонических танцев» Рахманинова op. 45 для фортепиано соло.
Лауреат международных конкурсов. Ведет активную концертную деятельность. Исполнительское мастерство Елены отмечали в городах России, Франции, Италии, Австрии, Германии, Чехии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Нидерландов, Японии. Успешно играла в залах Парижа, Монпелье, Лилля, Берлина, Кельна, Дюссельдорфа, Зальцбурга, Амстердама, Нови-Сада, Сараево, Праги, Токио, Осаки, Киото, Нагои, Сендая, Гифу, Сайтамы, Мацуямы, Кагосимы, Фукусимы, Нахи (Окинава) и многих других городов.
Среди международных фестивалей и значимых музыкальных проектов в исполнительской биографии Елены представлены Japan-Russia Cultural Exchange Concerts (Япония), Festival Radio France Occitanie Montpellier (художественный руководитель — Р. Керинг), фестиваль Национального оркестра Лилля (художественный руководитель — Ж.-К. Казадезюс), проект «Пятницы в Пушкинском» (куратор — А. Генина), Международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова (художественный руководитель — Н. Луганский), Симфонический форум России (Екатеринбург), Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia» (художественный руководитель – А. Сладковский), фестиваль «Радио ‘ОРФЕЙ’ представляет», etc.
Елена уделяет особое внимание организации своего репертуара, выстраивая архитектонику каждой концертной программы. В ее концертных сезонах есть монографические программы-летописи, марафоны, концепции, построенные на смысловых параллелях; к числу ярких экспериментов относится и воплощение идеи программы как акустического спектакля, расширяющей само понятие традиционной фортепианной исполнительской практики. Отдельным направлением деятельности является обращение к редкому, неизвестному в России, незаслуженно забытому музыкальному наследию и включение редко исполняемых опусов в контекст современной музыкальной культуры.
Каждый концертный сезон включает в себя также просветительский цикл программ; в этих программах она выступает не только как артист, она рассказывает о композиторе и его творческом пути, исследует историю его бессмертия.
Дискография
Елена записала несколько альбомов, в программах которых – сочинения Ф. Куперена, И. С. Баха (в транскрипции Ф. Бузони), Ф. Листа, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, М. Равеля, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ж. Франсе. Записи пианистки удостаивались высоких отзывов зарубежной прессы и максимальных баллов за интерпретацию в рейтингах европейских музыкальных СМИ.
- 2012 — «Обретение Времени». И. С. Бах-Ф. Бузони, Ф. Шуберт-Ф. Лист, Ф. Лист. Елена Тарасова (фортепиано). Большой зал Московской консерватории. Демо-CD.
- 2015 — «Impressio». И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, М. Равель, Ж. Франсе. Ася Соршнева (скрипка), Елена Тарасова (фортепиано). Лейбл: Festival LegeArtis Lech (Австрия).
- 2018 — «Звуковые иллюзии. Коллаж». Ф. Лист, К. Дебюсси, К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. Равель. Елена Тарасова (фортепиано). Лейбл: Neue Sterne (Германия).
- 2020 — «La Folie». Ф. Куперен, К. Дебюсси, Ф. Лист, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов. Елена Тарасова (фортепиано). Лейбл: Etcetera Records (Нидерланды).
- 2023 — «Символ веры» (памяти Александра Ермакова, создателя Музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка»). С. Рахманинов, М. Плетнев, А. Володось. Елена Тарасова (фортепиано). Лейбл: «Мелодия» (Россия).
Радио, телевидение
Концертные программы, выступления, альбомы Елены транслировались в эфирах Radio France, радио «Орфей», True Art TV (UK), телеканалах Россия-1, Россия-Культура, etc.
Телевидение Московской консерватории осуществило записи следующих программ с участием Елены:
- 2022 — «Альянс Россия-Франция: entente musicale»
К. Дебюсси, Ф. Шмитт, И. Соколов – сочинения для фортепиано (Е. Тарасова);
Л. Буланже –- пьесы для скрипки и фортепиано (А. Янчишина, Е. Тарасова);
Е. Светланов – сочинения для скрипки и фортепиано (Е. Корженевич, Е. Тарасова);
А. Шнитке (в версии И. Холопова для фортепианного дуэта Е. Тарасовой, В. Прокушевой). - 2023 — С. Рахманинов. «Симфонические танцы» op.45 (версия Е. Тарасовой для фортепиано соло).
Транскрипции для фортепиано
- 2023 — С. РАХМАНИНОВ. «Симфонические танцы» op.45 (версия Е. Тарасовой для фортепиано соло).
- 2023 — С. РАХМАНИНОВ. «Три русские песни» op.41 (версия Е. Тарасовой для фортепиано соло).
Научные статьи и публикации
- 2023 — «”Delmo”. В поисках утраченного смысла» (журнал «Фортепиано», №88)
- 2024 — «Morceau de Fantaisie “Delmo”. К вопросу названия пьесы С.В. Рахманинова», доклад (сборник материалов V Научной конференции «Современное и традиционное в музыкальном искусстве» Музыкальной академии Университета Источно Сараево (Босния и Герцеговина, Республика Сербская)).
Документальные фильмы, видеопроекты
Автор концепции и редактор ряда видеопроектов.
Автор сценария, режиссер, редактор документального видеопроекта «Возвращение Дома» (2024, Студия Ивана Старостина).
Сотворчество
В качестве приглашенного солиста Елена играла с Симфоническим оркестром Московской консерватории, Государственным Симфоническим оркестром Республики Татарстан, камерными и симфоническими оркестрами городов России и зарубежья.
Оставляя сольную деятельность приоритетной, Елена часто выступает как камерный исполнитель и участник фортепианных дуэтов. В числе партнеров Елены в ансамбле — Александр Загоринский, Кирилл Родин, Филипп Копачевский, Гайк Казазян, Сергей Полтавский, Елена Корженевич, Анна Янчишина, Илья Гайсин, Сергей Суворов, Виктор Хотулев, Сергей Елецкий, Виталий Ватуля, струнный квартет «Русквартет», Павел Баранский, Андрей Ярошинский, Алексей Кудряшов, Арсений Тарасевич-Николаев, Наиль Мавлюдов, Алексей Курбатов, и многие другие.
Преподавательская деятельность. Мастер-классы. Работа в жюри
С 2010 года преподает в Московской консерватории. Студенты класса становятся лауреатами международных конкурсов; выпускники класса успешно работают в средних специальных учебных заведениях и Московской консерватории.
Проводит мастер-классы по специальности «фортепиано» в Москве, городах России и за рубежом (Япония, Сербия, Босния и Герцеговина, Франция, Германия).
Принимает участие в работе жюри различных молодежных конкурсов и фестивалей. С 2018 года входит в состав жюри ежегодного конкурса WPTA International Piano Competition (Сербия).
Профессиональные ассоциации и союзы
С 2015 по настоящее время — член World Piano Teachers Association.
С 2016 по настоящее время — член Международного союза музыкальных деятелей.
С 2021 по настоящее время – член Попечительского совета Музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка».
Проекты
Елена является автором идей и художественным руководителем ряда музыкальных проектов, наиболее масштабными из которых являются фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка» (2008–2009), ставший первым в России монографическим проектом, посвященным Пуленку, и Международный музыкальный проект «OPUS UNIVERSUM» (2016 – по настоящее время). Кураторами и членами попечительского совета проектов Елены в разное время выступали профессора Московской консерватории С. Л. Доренский, П. Т. Нерсесьян, Т. А. Алиханов, Е. Г. Сорокина, М. И. Кравченко, Р. О. Багдасарян, Е. М. Царева, В. П. Чинаев, А. Б. Тростянский, доцент О. А. Левко.
Официальный сайт: elenatarasova.ru
e-mail: info@elenatarasova.ru