Протопопов
Владимир Васильевич

    Протопопов<br /> Владимир Васильевич

    (30 июня 1908, Москва – 18 февр. 2004, там же)

    Музыковед-теоретик, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Доктор иск. – дис.: «Музыкально-теоретические проблемы оперноготворчества Глинки» (Московская консерватория, 1960). Профессор (1961). Ст. науч. сотрудник (1948).

    Окончил композиторское отделение Музыкального техникума им. братьев А. и Н. Рубинштейнов (класс И.И. Дубовского, 1930), Московскую консерва торию (1937) и аспирантуру (1938) по классу Л.А. Мазеля (1937) с занесением имени на мраморную доску выдающихся вы­пускников Московскую консерваторию В 1942 защитил канд. дис.: «Камер­ное инструментальное творчество Танеева» (Московская консерватория).

    С 1938 преподавал в Московской консерватории на кафедре теории музы­ки. Вел курсы сольфеджио, гармонии, с 1946 - спецкурс полифонии. Руководил дипломными работами и диссертациями (свыше 50). Среди учеников: Н.Гурьева, Т.Дубравская, Ю. Евдокимо­ва, В. Задерацкий, А. Конотоп, И.Кузнецов, А. Михайлен­ко, Н.Симакова, Н. Фейгина, Н. Шиманский (Белорус­сия), Е. Клетинич (Молдова), П. Стоянов и К. Продано­ва (Болгария). Сотрудничал с Б.В. Асафьевым в Научно­исследоват. кабинете Моск. конс., в Комиссии «Глинка и его современники» (1944–48). В 1948–59 ст. н. с., затем зав. Сектором музыки в Институте истории искусств АН СССР.

    Выдающийся ученый, деятельность которого включала вопросы теории и истории музыки, источниковедения, библиографии, редактирования и составление комментариев к изданию муз. и лит. трудов русских композиторов, музыкальных уче­ных, критиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корса­кова, А.П. Бородина, А.Н. Серова, В.В. Стасова). Автор 217 научных работ: книг, брошюр, статей, рецензий, заме­ток. В течение многие лет принимал участие в международных конференциях в Быдгоще (Польша). Основатель новой научной дисциплины «история полифонии», разработанной им от эпохи Возрождения до начала XX в., включая различные музыкально-исторические стили, национальные школы (в т. ч. русскую), твор­чество величайших мастеров и их современников. Рабо­ты Протопопова в области теории музыкальных форм касаются проблем струк­турной многоплановости муз. композиции, ее пропор­ций (закономерности золотого сечения), основополага­ющих композиционных принципов (вариационного, рон­дального, сонатного) и их взаимодействия, становления и эволюции сонатной и сонатно-циклической формы, а также принципов муз. формы И.С. Баха, Л. ван Бетхове­на. Ввел термины: «контрастно-составная форма», «му­зыкальная форма второго плана», «полифония пластов», «контрапункт форм» и др. Сост. и ред. капитальн. труда «История полифонии» (Вып. 3, 4, 5. М., 1985, 1985, 1989).

    Внес существенный вклад в изучение отеч. культуры: творчества М.И. Глинки, Чайковского, рус. музыкантов XVII–XVIII вв. (В.П. Титова, Н.П. Дилецкого и др.), в изучение архивных материалов из фондов Историч. му­зея, РГАЛИ, в восстановление старинных певческих ру­кописей и возрождение мн. забытых нац. шедевров. Сост. сб.: «Музыка на Полтавскую победу» в серии «Памятни­ки русского музыкального искусства» [публ., исследова­ние, коммент.] (Вып. 2. М., 1973); «Московское барокко ХVII – 1-й четверти ХVIII веков» в серии: «Антология русской и восточно-славянской духовной музыки» (Т. V. СПб., 2000; восстановление партитур из хор. голосов, редакция, вступ. статья).

    Подготовил к изд.: «Николай Дилецкий. Идеа грам­матики мусикийской» в серии «Памятники русского му­зыкального искусства» [публ., перевод, исследование и коммент.] (Вып. 6. М., 1979); «СтасовВ.В. Статьи о музыке в пяти выпусках» [сост., вступ. ст., коммент.] (Вып. 1, 5-Б. М., 1974, 1980); «СеровА.Н. Статьи о музыке в семи выпусках» [сост. и коммент.] (Вып. 1. 1847–1853. М., 1984; Вып. 6. 1863–1866. М., 1990. Вып. 7-А (в печати); Вып. 7-Б (в печати).

    Лауреат Междунар. конкурса музыковедческих ра­бот, посв. творчеству Ф.Шопена (за работу «Вариаци­онный метод развития тематизма в музыке Шопена». Варшава, 1960). Чл. СК СССР (РФ). Гос. пр. РФ (1996; за исследования по истории полифонии и истории рус. муз. культуры: «Западноевропейская музыка XVII – пер­вой четверти XIX века», «Западноевропейская музыка XIX – начала XX века», «Русская мысль о музыке в XVII веке», «Музыка русской литургии. Проблема циклично­сти»). Награжден орденами Трудового Красного Зна­мени (1946), «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За оборону Москвы», «В память 800-летия Москвы», «В память 850-летия Москвы» и др. Звание «Ветеран труда».

    Т.Н.Дубравская