Государственная премия СССР (1949)
Премия им. Д. Неру (1969)


Баласанян Сергей Артемьевич родился 13 августа 1902 г. в городе Асхабаде Закаспийской области. Учился в гимназии (с 1910 г.), затем в средней школе, которую окончил в 1920 г. В 1920 – 1922 гг. работал пианистом в оркестре полевого госпиталя, затем в оркестре при Политотделе I Армии, позже — преподавателем музыкальной грамоты в Ударной Школе искусств.

В 1922 г. поступил в тифлисскую консерваторию, занимался в классах теории и композиции (1922 – 1923), одновременно работая руководителем хорового кружка 10 отдельного железнодорожного батальона.

Осенью 1923 г. переехал в Ленинград, поступил в музыкальный техникум им. А. П. Бородина, в котором проучился до 1925 г. в классах теории и композиции. Во время учебы в техникуме служил в оркестре Высшей Кавалерийской школы, затем — в мимансе Мариинского оперного театра.

В 1928 – 1930 гг. жил в Ереване, работал концертмейстером в консерватории, заведовал музыкальной частью в Государственном драматическом театре.

В 1930 – 1935 гг. учился на радиоотделении Московской консерватории. В 1932 – 1936 гг. работал музыкальным редактором на радио.

В 1936 г., по приглашению Управления по делам искусств Таджикской ССР, приехал в Сталинабад (ныне Душанбе), где жил и работал до 1943 г. Изучая таджикский фольклор, он записал свыше 500 его образцов, объездив многие, в том числе и труднодоступные, районы республики.

В 1938 г. вступил в Союз композиторов. В 1939 – 1943 — председатель Союза советских композиторов Таджикистана. Преподавал в студии по повышению квалификации таджикских композиторов-мелодистов (она была организована при ССК Таджикистана при его участии).

В 1942 - 1943 гг. — художественный руководитель Таджикского оперного театра.

В ноябре 1943 г. переехал в Москву.

С конца 1947 г. по февраль 1948 г. заведовал музыкальной частью в Московском Госцирке.

С ноября 1948 по сентябрь 1950 вел класс сочинения на национальном отделении Московской консерватории.

С июля 1949 по апрель 1953 — заместитель Председателя Комитета Радиоинформации при Совете Министров СССР, затем, до марта 1954, — заместитель начальника Главного управления радиоинформации (курировал музыкальные радиопрограммы).

С 1955 г. вернулся на кафедру сочинения Московской консерватории, сначала преподавателем, с 1.09.1962 - и.о., а с 1.09.1963 - заведующий кафедрой сочинения. В этой должности находился до 26.08.1971. С 1973 - профессор класса сочинения, который вел до 3.06.1982.

В 1961 – 1979 — секретарь правления Союза композиторов РСФСР.

Творчество

Симфонические произведения, романсы на тексты А. Исаакяна (1914) и В. Теряна (1955), обработал для фортепьяно 100 записей народных песен Комитаса.

Оперы

  • "Восстание Восе" (1939)
  • "Кузнец Кова" (1941)
  • "Бахтиор и Ниссо" (1954)

Балеты

  • "Лейли и Меджнун" (1 ред. — 1947; 2 ред. — 1956; 3 ред. — 1964)
  • "Шакунтала" (1 ред. — 1962; 2 ред. — 1978)

Музыка к драматическим спектаклям

  • "Бронепоезд 14-69" В. Иванова (1928)
  • "Пэпо" Г.Сундукяна (1929)
  • "Поэма о топоре" Н. Погодина (1929)
  • "Инга" А.Глебова (1929)
  • "13 трубок" И.Эренбурга (1929)
  • "Братец Лис" Джанана (1929)
  • "Коварство и любовь" Ф. Шиллера
  • "Рамаяна" Н.Гусевой (1960)

Для симфонического оркестра

  • Армянская рапсодия (1944)
  • Поэма-фантазия (1947)
  • Первая (1948) и Вторая (1958) сюиты из балета "Лейли и Меджнун"
  • Семь армянских песен (1955)
  • Афганская сюита (1956)
  • "Афганские картинки" (сюита, 1959)
  • "Острова Индонезии" (шесть музыкальных картин, 1960)
  • Рапсодия на темы песен Рабиндраната Тагора (1961)
  • Первая (1967) и Вторая (1970) сюиты из балета "Шакунтала"

Для струнного оркестра

  • Восемь пьес на темы из "Этнографического сборника" Комитаса (1971)
  • Симфония, посвящена Камерному оркестру Московской консерватории (1975)

Для хора а capella

  • Симфония (1968)
  • Полифонический триптих (1971)
  • Полифонический концерт (1980)

Для фортепиано

  • Сонатина №1 (1947)
  • Сонатина №2 (1948)
  • Песни Армении, 100 обработок песен из Этнографического сборника Комитаса (1969)
  • 80 народных песен долины Нила (1973)
  • По Армении, сюита для 2-х фортепиано (1978)

Для разных инструментов

  • Сонатина для скрипки и фортепиано (1948)
  • Соната для виолончели solo (1976)
  • Соната для кларнета solo (1979)

Для голоса с фортепиано

  • романсы на слова В.Териана (1944; 1955)
  • романсы на слова А.Исаакяна (1944; вторая редакция - 1954)
  • "Мой край" (пять баллад на Э.Э.Йондо, 1962; оркестровая редакция - 1966)
  • "Из африканской поэзии" (1966)
  • "Ленину" (1972)
  • "Рубаи Омара Хаяма" (1974)
  • "Привет тебе, Радость!" (слова Г. Эмина, 1979)
  • "Айрены. Из средневековой армянской поэзии" (слова Н.Кучака, 1981)
  • Для голоса в сопровождении инструментального ансамбля
  • "Аметист" (слова Э.Межелайтиса, 1977)

Для голоса и симфонического оркестра

  • оркестровка девяти песен Комитаса для меццо-сопрано и баритона (1956)
  • три обработки песен Саят-Новы (1957)
  • Шесть песен Рабиндраната Тагора (1961)
  • цикл "Мой край"

На посту Правления Союза композиторов РСФСР

Важным этапом в жизни Баласаняна была его работа на посту секретаря Правления Союза композиторов РСФСР, основанного в 1960. В те годы Первым секретарем Союза стал Д. Д. Шостакович. "Сергей Артемьевич занимал в руководстве Союза особое место, - вспоминает А. А. Бузовкин. - Он был "правой рукой" Шостаковича, можно сказать, его "дублером", поскольку освобождал от каждодневной аппаратной рутины… Шостакович полностью доверял Баласаняну, видя в нем достойного коллегу по руководству организацией, считался с его мнением... Это и понятно, Баласанян был талантливым композитором и высокой мерки профессионалом, прекрасно, разносторонне образованным… Совместно с Шостаковичем, Баласанян руководил деятельностью Секретариата вплоть до Второго съезда" (А.А. Бузовкин. Живые в памяти моей…//Союз композиторов России. 40 лет. М., 2000. С.343.) Баласанян входил в состав Секретариата до 1979.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность с молодых лет заняла в жизни Баласаняна особое место.

 С 1948 по 1982 он вел класс сочинения в Московской консерватории (с 1973 г. — профессор), а с 1962 г. по 1971 г. руководил кафедрой сочинения. Как педагог Баласанян воспитал многих современных композиторов, среди которых А.А. Агажанов, В.М. Блок, Е.М. Ботяров, Г.М. Бузоглы, Ю.М. Буцко, А.Д. Быканов, Б.Д. Выростков, О.В.Гордиенко, Ю.А. Евграфов, Н.С. Корндорф, Д. Лека (Албания), В.П. Лобанов, И. Маккавей (Молдова), И.Э. Манукян, З. Миршакарова (Таджикистан), Т.О. Тарасенко (Молдова), И.Л. Худолей, Е.В. Чемберджи, Чуй Вэй, Чжу Дзян Эр, Цзоу Лу (Китай).

"Занимаясь в классе Сергея Артемьевича, мне довелось в полной мере ощутить на себе его требовательность и строгость. Следуя определенным педагогическим принципам, С. Баласанян неуклонно проводил их в работе с учениками, настойчиво добивался от студентов достижения поставленных задач. Нельзя сказать, что обучение у этого профессора давалось легко, но по прошествии некоторого времени становится ясно, как правилен и мудр его метод".  (Н.С. Корндорф. Учитель: Советская музыка, 1982, №9. С. 34)


Источник