Комарницкая
Ольга Виссарионовна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Комарницкая<br /> Ольга Виссарионовна

музыковед, доктор  искусствоведения,  профессор

Родилась в  г. Москве

Образование,  диссертации

  • Московское музыкальное  училище имени М.М.Ипполитова-Иванова,  теоретическое  отделение (1974-1978). Занималась  у Ц.Б.Слуцкой, К.М.Бромлей.
  • Московская  гос.  консерватория имени П.И.Чайковского, теоретико-композиторский  факультет,  кафедра  теории  музыки (1979-1984), научный  руководитель – проф. В.Н.Холопова. Среди педагогов  - профессора Ю.Н.Холопов, Ю.А.Фортунатов, А.И.Кандинский, В.В.Протопопов, Н.А.Симакова, Е.М.Левашев, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Е.М.Царева, Л.М.Кокорева,  Е.Б. Долинская, Ю.А.Муравлев.
  • Соискатель кафедры теории  музыки Московской  гос.  консерватории  имени  П.И.Чайковского (1986-1989).
  • Кандидатская диссертация «Композиция  оперы  в  связи  с  жанровой и стилевой  спецификой  в  русской классической  музыке XIX века» (защищена в 1992,  научный  руководитель  -  проф. В.Н.Холопова).
  • Докторская  диссертация «Русская  опера XIX – начала XXI веков. Проблемы  жанра, драматургии, композиции» (защищена в 2012, научный  консультант  - проф. В.Н.Холопова).

Гранты, стипендии

  • Победитель международного  конкурса Fulbright (США, 1996). Государственная российско-американская  программа, финансируемая Информационным  Агенством  США. В 1996-1997 стажировалась  в College-Conservatory  of Music (Cincinnati,   USA), тема  научного  проекта
  • «Американская  опера XX  века».

Педагогическая  работа.

  • Московский Благотворительный  фонд Владимира  Спивакова (1995-2000).
  • Московский государственный колледж  музыкального  исполнительства  имени Ф.Шопена (2000-2016).
  • Московский  государственный открытый  педагогический  университет имени М.А.Шолохова. Музыкально-педагогический факультет. Кафедра  методики  и  теории  музыки. Ассистент,  старший  преподаватель (1984-1993).
  • Московская  государственная  консерватория  имени П.И.Чайковского (1993  -  настоящее время).

В 1993-96 работала на  кафедре теории  музыки Московской  консерватории:  вела курсы гармонии на  подготовительном  отделении иностранного факультета, анализа  форм на 2-м курсе иностранного факультета, индивидуальные  занятия  по  полифонии со  студентами-хоровиками 3-го курса. 

С 1994 преподает  на  кафедре междисциплинарных  специализаций  музыковедов: спецкурс «Оперный  театр» на 4 курсе историко-теоретического  факультета,  «Музыка  как  вид  искусства» на 3 курсе историко-теоретического факультета (индивидуальные  занятия). Ведет  на общих курсах дисциплины: «Оперный  театр», 1-й и 2-й курсы вокального  факультета; «Теория  музыкального  содержания»,  3  курс вокального  факультета; «Смысловая  специфика  музыки», ассистенты-стажеры 1-го  и 2-го  годов  обучения иностранного  факультета.

Два  разработанных  авторских курса «Оперный  театр» и «Музыка XX  века в теоретических  курсах музыкальных  училищ»  читала  на  факультете  повышения  квалификации (1995-2001).

Руководила дипломными работами студентов дирижерско-хорового  факультета. Многие  годы  является научным  руководителем выпускных  квалификационных  работ (ВКР) ассистентов-стажеров иностранного факультета.

Старший  преподаватель (1993-1998).

Должность  доцента (1998-2000).

Ученое  звание доцента (2000).

Должность профессора (с  2006).  

Кандидатские  диссертации,  выполненные под руководством профессора О.В.Комарницкой.

  • Ковалева М.Л. Проблемы  симфонического и органного творчества Олега  Янченко. М., 2001.
  • Ковалев А.Б. Литургия  в  творчестве композиторов конца   XVIII – XX веков.  Специфика  жанра и организация  цикла. Ростов-на-Дону, 2004.

Ученики-исполнители.

Среди многочисленных  учеников -  известные  музыканты, лауреаты международных  конкурсов  пианисты Андрей Гугнин, Лукас Генюшас, Алексей Кудряшов, Алексей  Сычев, виолончелист Александр Рамм, альтист  Александр Акимов,  вокалисты  Михаил Векуа (Мариинский  театр), Андрей Дунаев, Николай Казанский, Зыкова Дарья, доктор  филологических  наук Федор  Тарасов,  Николай  Ефремов  (Большой  театр),  Максим  Кузьмин-Караваев (Большой  театр, Музыкальный  театр  «Новая  опера» имени Е.В.Колобова),  Наталья  Петрожицкая, Ксения  Дудникова, Дарья  Давыдова, Николай  Ерохин (Музыкальный  театр  имени К.С.Станиславского  и Вл.И. Немировича-Данченко), Григорий Соловьев, Александра  Ковалевич, Максим  Перебейнос (Геликон-Опера), Екатерина  Ферзба (Камерный музыкальный  театр имени Бориса  Покровского), Роман  Демидов, Алексей  Богданчиков, Ирина  Ромишевская,  Ольга Мирошникова (Музыкальный  театр «Новая  опера»  имени Е.В.Колобова), актер, композитор, продюсер и певец Глеб Матвейчук,   пианист  и  композитор Алексей  Сергунин  и другие.

Научная  деятельность.

Важнейшая  область научных  интересов  - оперный  театр  и  проблемы композиции оперы. Проведены  исследования творчества русских  классиков XIX в. – М.Глинки, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского, П.Чайковского,  а также  композиторов XX – начала XX вв. – И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Холминова, С.Слонимского, Р.Щедрина, Н.Сидельникова. Также, созданы  работы  по американской  опере XX в.,  в  частности о творчестве Дж.Корильяно.

Конференции,  мастер-классы.

С 1989 выступает на российских  и  международных научных  конференциях. Провела  ряд  открытых  лекций в  различных консерваториях  и  университетах США (1997, Trinity University, San Antonio, TX; College Conservatory  of  Music, University of Cincinnati, OH; School of Music, University of Louisville, KY и др.).  В 2007 -  мастер-классы по современной отечественной  музыке XX в. в Пекине (Китай, Центральная консерватория  музыки). Постоянно  проводит  мастер-классы в Государственном  музыкально-педагогическом  институте имени М.М.Ипполитова-Иванова.

Почтовый  адрес: 125009 Москва,  ул. Большая Никитская, 13/6, Московская

Государственная  консерватория  имени П.И.Чайковского.

Электронная  почта: mkomarnickij@yandex.ru

Книга

  • Русская опера второй половины XX – начала XXI веков: жанр, драматургия, композиция. – М.: ПКЦ «Альтекс», 2011. – 306 с.

Статьи в журналах, сборниках, учебных пособиях, книгах

  • Преемственность традиций оперной формы: Римский- Корсаков – Прокофьев // Сб. трудов. – М.: МГДОЛК им. П.И.Чайковского, 1988. – С. 63 – 75.
  • Оперная форма Мусоргского (на примере «Хованщины»): Рукопись деп. в НИО Инф.-ра Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина. №11. – № 2343. – М.: МГДОЛК им. П.И.Чайковского, 1990. – 88 с.
  • «Тайна» музыкальной формы «Пиковой дамы» // Чайковский. Вопросы истории и теории: Второй сб. статей. – М.: МГДОЛК им. П.И.Чайковского, 1991. – С. 94 – 113.
  • Драма, эпос, сказка, лирика в русской классической опере XIX века // Русская опера XIX века. Сб. трудов. Вып. 122. Отв. ред. Т.Ю.Масловская. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. – С. 5 - 27.
  • О феномене музыкальной формы оперы П.И.Чайковского «Иоланта» // А.С.Пушкин. Эпоха. Культура. Творчество. Часть II. – Владивосток: Изд. Дальневосточного университета, 1999. – С. 21 – 27.
  • Американская опера XX века // Информация. №4 (48). Всероссийское музыкальное общество. – М., 1999. – С. 33 – 39 (начало статьи); Информация. №1 (49). Всероссийское музыкальное общество. – М., 2000. – С.41 – 44 (продолжение статьи); Информация. №2 (50). Всероссийское музыкальное общество. – М., 2000. – С. 39 – 43 (окончание статьи).
  • Современная американская опера: опыт жанровой классификации // Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура Новейшего времени: Сб. науч. статей к 40-летию кафедры Теории и истории музыки / Науч. ред. М.Б.Сидорова. - : М.: МГУКИ, 2002. – С.85 – 95.
  • К 70-летию оперного театра Московской консерватории // Монологи об оперном искусстве. К 70-летию оперного театра Московской консерватории. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Кафедра оперной подготовки: Сб. 53. – М.: Моск. гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2005. – С. 42 – 66.
  • Христианские аспекты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Музыковедение. Вып. 3. – М., 2006. – С. 2 – 8.
  • «Очарованный странник»: на пересечении традиций // Музыкальная академия. №4. – М., 2007. – С. 26 – 34.
  • Отражение жития святых благоверных князя Петра и Февронии – муромских чудотворцев в либретто и сюжетно-сценических ситуациях оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Христианские образы в искусстве. Вып.1. Сб. трудов 170. – М.: РАМ имени Гнесиных, 2007. – С. 116 – 126.
  • «Чертогон» Н. Сидельникова – опера-микста // Festschrift Валентине Николаевне Холоповой. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Сб. 63. – М.: Моск. гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2007. – С. 81 – 89.
  • К вопросу о жанровом содержании оперы «Боярыни Морозовой» // Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии / Сост., ред., и комментарии Е.С.Власовой. – М.: Композитор, 2007. – С. 457 – 468.
  • Дж. Корильяно. «Призраки Версаля» // Музыкальная культура США XX века: учеб. пособие для педагогов и студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение» / ред. кол. М.В. Переверзева (отв. ред.), М.А. Сапонов, С.Ю. Сигида. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского, 2007. - С. 428 – 434.
  • Этические основы художественной концепции оперы Р.Щедрина «Очарованный странник» // Музыка и этика: Сб. материалов научно-практической конференции / Ред. коллегия: Е.А.Бодина, Г.С.Алфеевская, Н.Н.Телышева. – М.: МГПУ, 2008. – С. 79 - 91.
  • Джон Корильяно и его опера «Призраки Версаля» // Музыкальные пейзажи Америки. Вып. 1: Музыка США: вопросы истории и теории / ред.-сост. М.В.Переверзева. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. – С. 111 – 126.
  • О жанровой классификации оперы // Музыковедение. №5. – М., 2008. – С. 10 – 16.
  • Феноменология оперы: метод структурного анализа // Вестник Московского гос. университета культуры и искусств. №1. – М., 2008. – С. 222 – 225.
  • А.Н.Холминов и его опера «Братья Карамазовы» // Искусство и образование. №5 (55). – М., 2008. – С.21-30.
  • Поэтика сказки и оперы Н.А.Римского-Корсакова // Музыка в школе. №3. – М., 2008. – С. 41 – 48.
  • Поэтика эпоса и оперы Глинки, Римского-Корсакова, Бородина // Музыка в школе. №5. – М., 2008. – С. 31 – 37.
  • «Оперный театр» как учебная дисциплина // Искусство и образование. №1 (51). – М., 2008. – С. 66 – 70.
  • Музыкальная Вселенная Николая Сидельникова. Опера «Чертогон» // Проблемы музыкальной науки. №1 (4). - Уфа, 2009. – С. 195 – 199.
  • «Мастер и Маргарита» С. Слонимского: сюжетные прототипы // Вестник Московского гос. университета культуры и искусств. №4. – М., 2009. – С. 212 - 217.
  • Новый шедевр Р. Щедрина: опера «Боярыня Морозова»: проблемы композиции // Вестник Московского гос. университета культуры и искусств. №5. – М., 2009. – С. 246 – 251.
  • Преемственность традиций оперного жанра и художественные параллели // Искусство и образование. №1 (57). –М., 2009. – С. 18 – 26.
  • Страсть ученого: библиогр. обозрение [О В.Н.Холоповой] // Музыкальная академия. – М., 2010. №1. – С. 111 – 116.
  • Творческий портрет Валентины Николаевны Холоповой // Musiqi Dunyasi. 2012, #3 /52/ - С. 42 – 47.
  • Феномен музыки // Музыкальная академия – М., 2015. №3. – С. 146 – 149.
  • Комарницкая О., Левко О., Гнилов Б. Валентина Николаевна Холопова. Ученый, профессор, общественный деятель // Валентина Николаевна Холопова. Буклет. – М.: ООО ПКЦ «Альтекс», 2015. - С. 32 – 41.
  • Оперный театр // Московская государственная консерватория. 1866 - 2016. Энциклопедия в 2-х томах. Том I. - М.: Прогресс - Традиция, 2016. - С. 333 - 334.
  • Исследования по  современной  музыке в научной школе Валентины Холоповой // Проблемы музыкальнй науки. – 2017. – № 4. – С. 49-69.

Статьи в газетах

  • Комарницкая О., Кудряшов А., Левко О. Валентина Холопова // Музыкальное обозрение. – М., 1996. №7-8 (145 - 146). – С. 15.
  • Рецензия на книги: Валентина Холопова. София Губайдулина. 2-е изд.– М.: Композитор, 2008; Валентина Холопова. Композитор Альфред Шнитке. 2-е изд. – М.: Композитор, 2008 // Российский музыкант, 2008. №6 (1262). – С.4.
  • Исследовать нерешенное // Российский музыкант. 2010. №9. – С. 4.

Составление сборников

  • Festschrift Валентине Николаевне Холоповой. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Сб. 63. – М., Моск. гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2007. – 167 с.

Буклеты

  • Валентина Николаевна Холопова. Буклет. Сост. Комарницкая О.В. – М. 2000. – 32 с.
  • Валентина Николаевна Холопова. Буклет. Сост. Комарницкая О.В. – М., 2005. – 55 с.
  • Валентина Николаевна Холопова. Буклет. Сост. Комарницкая О.В. – М.: ООО ПКЦ «Альтекс», 2015. – 90 с.

Учебные программы

  • Оперный театр. Программа для консерваторий, вузов искусств и культуры. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2000. – 24 с.
  • Оперный театр. Программа-конспект для консерваторий, вузов искусств и культуры. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2000. – 42 с.
  • Оперный театр. Специальность: музыкально-театральное искусство. Квалификация: солист-вокалист, преподаватель. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2016. – 29 с. 
  • Оперный театр. Специальность: музыковедение. Квалификация: музыковед, преподаватель. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2016. – 29 с. 
  • Теория музыкального содержания. Специальность: музыкально- театральное искусство. Квалификация: солист-вокалист, преподаватель. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2016. – 22 с. 
  • Смысловая специфика музыки. Специальность: искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам). Для ассистентов-стажеров иностранного факультета. – М.: Московская гос. консерватория имени П.И.Чайковского, 2017. - 22 с.