Руководитель Научно-издательского центра «Московская консерватория»

Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

Член диссертационного, учёного и редакционно-издательского советов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член диссертационного совета Государственного института искусствознания.


В 1989 году окончила Московскую консерваторию (специальность «музыковедение»), в 1993 году — аспирантуру (специальность «музыкальное искусство»). Начиная с 1992 года неоднократно стажировалась в Германии по линии Немецкой службы академических обменов (DAAD). Стипендиат австрийского Федерального министерства науки, исследований и экономики (BMWFW, 2016).

Осуществляет общую координацию работы Научно-издательского центра, взаимодействует с различными структурными подразделениями консерватории в связи с издательской деятельностью, контролирует редакционно-издательскую подготовку публикаций, организует заседания редакционно-издательского совета.

Основная сфера научных интересов — австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX — XX веков. Автор двух монографий («Творчество Арнольда Шёнберга», 2007, переизд. 2010, 2012; «Александр Цемлинский. Жизнь и творчество», 2014), совместно с О. В. Лосевой подготовила первое на русском языке комментированное издание собрания статей Арнольда Шёнберга «Стиль и мысль. Статьи. Материалы» (2006). Автор многочисленных научных статей, участник научных конференций в России и за рубежом.

Контактный e-mail: natagraphia@mail.ru

Основные публикации:

Монографии

  1. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: издательство ЛКИ, 2007. 528 с.
  2. Александр Цемлинский. Жизнь и творчество. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. 416 с.

Переводы, комментарии

  1. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / сост., пер., коммент., вступит. статья Н. О. Власовой и О. В. Лосевой. М.: Композитор, 2006. 528 с.
  2. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов / перевод с немецкого и общая редакция Н. О. Власовой. М.: Композитор, 2006. 368 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

  1. Звуковые миры Хельмута Лахенмана // Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции / отв. ред. Г. В. Григорьева, ред.-сост. Т. Н. Дубравская. М., 1992. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 9). С. 62–74.
  2. О двух видах аллюзий в музыкальном языке композиторов «Новой простоты» / Музыкальная культура в Федеративной республике Германия (Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland). Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994. C. 123–128.
  3. Струнный квартет: диалоги во времени [О квартете Л. Ноно «Фрагманты – тишина. К Диотиме»] // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 56–59.
  4. Эскиз к портрету: Дитер Шнебель // Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / отв. ред. В. С. Ценова. М., 1999. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25). С. 190–201.
  5. «Музыкальный звук – это нечто захватывающее»: Вильгельм Кильмайер и новое время немецкой музыки // Музыкальная академия. 1999. № 2. С. 151–158.
  6. Последний из могикан: Шёнберг — педагог и теоретик // Музыкальная академия. 2001. № 3. С. 218–235.
  7. Об интерпретации некоторых барочный первоисточников у Д. Шнебеля и М. Кагеля // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко / сост. А. М. Меркулов. М., 2001. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 32). С. 183–192.
  8. «Лунный Пьеро»: пространство культурных диалогов // Музыкальная академия. 2004. № 1. С. 177–184.
  9. Бах прогрессивный: К проблеме исторического самосознания нововенской школы // ХХ век и история музыки: проблемы стилеобразования / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. С. 41–57.
  10. Die Schostakowitsch-Rezeption im Spiegel der Kritiken in der Zeitschrift „Sowjetische Musik“ [Восприятие Шостаковича в зеркале публикаций журнала «Советская музыка»] // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext (Internationale Fachkonferenz der Hochschule Carl Maria von Weber, Dresden, in Zusammenarbeit mit der Schostakowitsch-Gesellschaft e.V. Berlin, 29.10 — 01.11.2003, Dresden) / hrsg. von M. Gerwink, J. P. Hiekel. Dresden: Sandstein, 2006. S. 148–155.
  11. О понятии «музыкальная мысль» у Арнольда Шёнберга // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. С. 217–233.
  12. Шёнберг-аналитик: штрихи к портрету // Festschrift Валентине Николаевне Холоповой / ред.-сост. О. В. Комарницкая. М., 2007. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 63). С. 124–130.
  13. Шёнберг и Вена: история одной ненависти // Художественные центры Австро-Венгрии 1867–1918 / редкол.: Н. М. Вагапова, В. Н. Егорова, Л. И. Тананаева. СПб.: Алетейя, 2009. С. 163–172.
  14. А. Шёнберг в России: из истории восприятия // Наследие: русская музыка – мировая культура. Вып. 1 / ред.-сост. Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 56–94.
  15. Метаморфозы интонационной фабулы: о скрытой программности у Арнольда Шёнберга // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / отв. ред. Д. Р. Петров. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 109–117.
  16. Шёнберг в Дармштадте // Этот многообразный мир музыки…: Сб. статей к 80-летию М. Г. Арановского / ред.-сост. З. А. Имамутдинова (отв. ред.), А. А. Баева, Н. О. Власова. М.: Композитор, 2010. С. 345–351.
  17. Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Музыкально-теоретические системы ХХ века / ред.-сост. М. Г. Арановский, Л. О. Акопян. М.: Музиздат, 2011. С. 123–145. См. также: Искусство музыки. Теория и история. 2012. № 6 http://sias.ru/publications/magazines/musik/vypusk-6-2012/articles/803.html
  18. Малер как «воссоздающий художник»: К истории постановки оперы А. Цемлинского «Давным-давно» // Густав Малер и музыкальная культура его времени: материалы международной научной конференции / отв. ред. И. А. Барсова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. С. 123–136.
  19. Херварт Вальден как музыкальный деятель: штрихи к портрету // Херварт Вальден и наследие немецкого экспрессионизма / ред.-сост. В. Ф. Колязин. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 395–403.
  20. Музыкальный театр экспрессионизма: к истории одноактной оперы // Искусство музыки: Теория и история. 2015. № 12. С. 5–36. [электронный ресурс: URL http://sias.ru/publications/magazines/musik/2015-12/articles/3598.html
  21. «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса — Гуго фон Гофмансталя: история в письмах // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 4. С. 141–175.
  22. Auf den Spuren von Anton Rubinstein in Wien [По следам Антона Рубинштейна в Вене] // Österreichische Musikzeitschrift. 2016 (Jg. 71). H. 4. S. 80–83.
  23. Антон Рубинштейн и Общество друзей музыки в Вене: эпизод из жизни артиста // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 3 [готовится к публикации]
  24. «Вкус времени склоняется к краткости»: о специфике одноактной оперы рубежа XIX–XX веков // Рихард Штраус и его время: сб. статей / ред.-сост. Н. А. Брагинская. Санкт-Петербург [готовится к публикации]

Многочисленные статьи, посвященные актуальным вопросам музыкальной жизни, в журналах «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Российской музыкальной газете», газете «Музыкальное обозрение» и др.