Дирижер, педагог, профессор (1947)
И. о. директора Московской консерватории (1941-1943)


Родился 8 марта 1892 года в Одессе  в семье музыканта. Учился игре на скрипке у проф. П. С. Столярского, затем в Музыкальном училище ИРМО у проф. А. П. Фительмана. Подростком начал концертировать как солист и оркестрант.

В 1908 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил с дипломом свободного художника в 1915 году по классам Л. С. Ауэра (скрипка), Н. Н. Черепнина (дирижирование), А. К. Глазунова (инструментовка). Теоретические предметы проходил также у А. К. Лядова, В. П. Калафати, М. О. Штейнберга. Будучи студентом, дирижировал оркестром консерватории, выезжал с ним на летние гастроли (Крым), выступал одновременно как скрипач-солист, играл в струнном квартете Петербургского отделения ИРМО под руководством Ауэра. 

Педагогическая деятельность

В 1923-1929 годы  — ректор и профессор Одесской консерватории по классу дирижирования и оперному классу. В 1930-е годы вел оркестровый класс в Московском государственном областном техникуме (с 1936 года — Музыкальное училище при Московской консерватории), руководил выступлениями его симфонического оркестра (в частности, репертуар 1933-1934 учебного года включал Пятую и Шестую симфонии П. И. Чайковского, его же фортепианные и скрипичные концерты, Струнную серенаду, увертюры, Скрипичный концерт и Пятую симфонию Л. ван Бетховена).

С 1934 около 10 лет работал в Московской консерватории. Приглашенный возглавить оркестры консерватории, Столяров вскоре стал и дирижером Оперной студии им. С. Т. Шацкого (1934-1939). Среди подготовленных в те годы спектаклей — «Евгений Онегин» Чайковского, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Богема» Пуччини, «Фауст» Ш. Гуно и др. (всего 145). Оркестр постоянно выступал также с симфоническими программами. С 1936 года Столяров был назначен деканом дирижерского факультета, заведующим кафедрой оперной подготовки, профессором класса дирижирования.

В 1940-1941 — заместитель директора консерватории (А. Б. Гольденвейзера) по учебной и научной работе.

Великая Отечественная война разделила консерваторию: часть преподавательского состава во главе с Гольденвейзером выехала в Нальчик, затем — в Ташкент и Фрунзе, другая часть (в основном ЦМШ) — в Пензу. 1 сентября 1941 года оставшиеся преподаватели начали занятия в Москве. Через месяц было принято решение об эвакуации группы преподавателей в Саратов. Группой руководил Столяров, назначенный и. о. директора консерватории. Помимо забот, связанных с размещением сотрудников, обеспечением их быта, организацией учебного процесса, составлением концертных планов (гастроли Квартета им. Бетховена, С. Т. Рихтера, Козолуповых и др.), он взял на себя управление консерваторским симфоническом оркестром (газетная критика особенно подчеркивала исполнение русской классики). В ноябре 1942 года, в дни декады советской  музыки, Столяров дважды дирижировал Седьмой симфонией Шостаковича. В 1943 году оставил работу в Московской консерватории (см.: Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. 1998. № 5).

В 1945-1948 годах преподавал в Алма-Атинской консерватории (профессор).

С 1948 года Столяров преподавал в должности профессора в московском Высшем училище военных дирижеров Советской Армии (с 1951 года — Институт военных дирижеров).

В 1950-е годы вел неофициальную педагогическую деятельность, занимаясь с молодыми дирижерами, в т. ч. с сыном Шостаковича, М. Д. Шостаковичем.

Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1947)


Концертная деятельность

С 1915 по 1919 годы гастролировал с провинциальными симфоническими оркестрами, тогда же работал в петроградском театре «Ренессанс». В 1920-1929 годы — главный дирижер Одесского театра оперы и балета, вел симфонические программы в Одесской филармонии. Один из создателей Союза оркестрантов (профсоюза) в Петрограде. В 1919 году организовал отделение Всеросссийского союза оркестрантов в Одессе (позднее объединен в отдел РАБИС, председателем которого Столяров состоял до 1923).

В 1930 году получил приглашение возглавить музыкальную часть в Московском музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко. В качестве главного дирижера театра (1930-1938) совместно с Немировичем-Данченко работал над новыми постановками опер «Травиата» Дж. Верди (1934), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1932), «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (1935), «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1936), «ТильУленшпигель» М. Лотара (1931), опереттой «Корневильские колокола» Р. Планкетта (1932). Наиболее примечательная премьера тех лет — опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (реж. Немирович-Данченко, дирижер Столяров, 1934), которая укрепила творческие взаимоотношения Шостаковича со Столяровым. Вместе они играли Концерт для фортепиано с оркестром Шостаковича (фрагмент запечатлела кинохроника). В дальнейшем Столяров часто дирижировал его симфониями (Пятой, Седьмой), получая от автора партитуры с дарственными надписями. К 25-летию творческой деятельности (1936) Столяров был представлен дирекцией театра к званию «Заслуженного деятеля искусств РСФСР», но решение высших инстанций затягивалось, звание не было присуждено.

В 1944-1945 работал дирижером Белорусского оперного театра. В 1945 году уехал в Алма-Ату, где до 1948 года был главным дирижером Казахского театра оперы и балета, являлся художественным руководителем русской оперы и главным дирижером объединенного театра, ставил национальные оперы, русскую и зарубежную классику («Богема», «Аида» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова).

По возвращении в Москву с 1948 года Столяров дирижировал оркестрами на Всесоюзном радио. По воспоминаниям И. Я. Рыжкина, был репрессирован и отправлен в лагерь. Был освобожден в 1953 году. В 1954-1958 годы был художественным руководителем Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1954 года одновременно был главным дирижером Московского театра оперетты. Столярову удалось добиться высокого качества звучания оркестра, нового уровня взаимопонимания солистов и оркестра, ансамблевой слаженности. Помимо традиционного репертуара (И. Кальман, И. Штраус, Ф. Легар), по предложению Столярова в театре с успехом шли оперетты советских композиторов Ю. С. Милютина, Т. Н. Хренникова, Д. Д. Кабалевского. Классикой жанра стали впервые поставленные Столяровым оперетты И. О. Дунаевского («Белая акация»), Шостаковича («Москва, Черемушки»). 

Правнучка Юлия Валерьевна Столярова — выпускница Московской консерватории (1998).

Умер 14 сентября 1963 года в Москве.

Литература о данном педагоге:

  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т. 5. М., 1976.
  • Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1990.
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Ред. колл.: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966.
  • Современные дирижеры. Справочник / Сост. Л. Григорьев, Я. Платек. М., 1969.
  • Симфонический оркестр Государственного областного техникума // Советская музыка. 1934. № 2;
  • Марков П. А. Режиссура В. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. М., 1960;
  • Ярон Г. О любимом жанре. М. 1960;
  • Руссовский А. 70 и 50. К юбилею ГА. Столярова // Советская музыка. 1963. № 4;
  • Ярон Г. Г. А. Столяров // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;
  • Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. 1998. № 5;
  • Письма [Шостаковича] к Г. А. Столярову // Дмитрий Шостакович в письмах и документах. М., 2000;
  • Рыжкин И. Я. Из истории Московской консерватории в годы Великой Отечественной войны // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3. М., 2007.

Ю. В. Столярова