Авраамов
Арсений Михайлович

  • Годы работы: 1930 - 1931
  • Доктор искусствоведения
  • И.о. профессора
Авраамов<br /> Арсений Михайлович

Музыковед, композитор, педагог.

Тема диссертации «Универсальная система тонов» (1926).

В Московской консерватории работал в 1930–1931(?) году, читал факультативный курс «История и  теория тоносистем».


10 апреля (по другим данным 10 июня) 1886, хутор Малый Несвитай Донской (ныне Ростовской) области – 19 мая 1944, Москва. Настоящая фамилия – Красноутский.


В 1908–1911 учился в Музыкально-драматическом училище МФО у И.Н. Протопопова и А.Н. Корещенко (теория музыки). При изучении полифонии строгого стиля пользовался консультациями С.И. Танеева. Одновременно работал в Московской симфонической капелле. В 1910 выступал с лекциями о музыке. В 1914, отказавшись от военной службы военной службы, бежал за границу; работал кочегаром на параходе, артистом цирка. В 1916 был одним из организаторов в Петрограде Научно-художественного общества им. Леонарда да Винчи. В 1917–1918 – комиссар искусств Республики, работал в Наркомпроссе. Участвовал в организации Пролеткульта. В 1919 году возглавлял отдел искусств в Казани.

В 1920–1921 преподавал теоретические предметы по собственной 48-тоновой системе в консерватории Ростова-на-Дону. В 1922 создал экспериментальное сочинение «Симфония гудков» с использованием фабричных гудков, ружейных залпов и т.п. (исполнялась в Баку и в Москве как оформление революционных празднеств). С 1923 работал в Дагестане. С 1926 года жил в Москве. Действительный член ГАХН и ГИМН. Защитил диссертацию «Универсальная система тонов». В 1927 демонстрировал свою систему (нем. Das universelle Tonsystem) на международной выставке во Франкфруте-на Майне, Штутгарте, Берлине.

В 1929–1934 участник оформления первых советских звуковых фильмов. В 1932–1933 зав. лабораторией рисованного звука НИИ кинематографии. В 1935–1941 изучал в Кабардино-Балкарии музыкальный фольклор народов Северного Кавказа, написал ряд произведений для симфонического и духового оркестра на кабардинские темы. Участвовал в деятельности Кабардинского национального театра в Нальчике, в организации Национального ансамбля песни и пляски. В 1941–1943 художественный руководитель народного хора основанного П.Г. Ярковым.


Источник: Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С.7.

Научные труды и публикации

А. М. Авраамов сотрудничал во многих переодических изданиях. Автор многих статей, в том числе:

  • Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки // Музыкальный Современник. 1916. №6
  • Универсальная система тонов (U.T.S.). Итоги  и перспективы // Жизнь искусства. 1926. №12
  • Электрификация музыки // Советское искусство. 1928. №1
  • Синтетическая музыка // Советская музыка. 1939. №8

Публикации об этом педагоге

  • Кто писал о музыке. Био-Библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. т.1. сост. Г.Б. Бернандт, И.М. Ямпольский. М. 1971.
  • Московская консерватория. 1866–1966. / Ред.коллегия: Л.С. Гинзбург, А.И. Кандинский, А.А. Николаев, В.В. Протопопов, Н.В. Туманина (Рукавишникова). М., 1966.
  • Gojowy D. Neue sowjetische Musik der 20er Jahre. Laaber, 1980.
  • Lobanova, M. Avraamov, Arseny Mikhaylovich // Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed 10 June 2008), http://www.grovemusic.com.
  • Mende W. Musik und Kunst in der sowjetischen Revolutionskultur. Köln, 2009
  • Nelson A. Music for the revolution: musicians and power in early Soviet Russia. Penn State Press, 2004
  • Schlegel H.-J. Von visuellen Tönen zu audiovisueller Kontrapunktik. Tonkonzepte und -experimente der sowjetischen Filmavantgarde // Acoustic turn, hrsg. von Petra Maria Meyer. München, 2008
  • Sitsky, L. Music of the Repressed Russian Avant-Garde, 1900-1929. London, 1994.
  • Soviet Music and Society Under Lenin and Stalin. Ed. by Neil Edmunds. London, 2004.