Оперный театр Московской консерватории

Создание Оперного театра (ранее – Оперной студии) было подготовлено предыдущим богатым опытом многочисленных оперных постановок, которые начинаются фактически с рождения самой Московской консерватории. Эти постановки были важными не только для исполнителей, оперных режиссеров и дирижеров Оперной студии, но и для композиторов.

Первый ученический оперный спектакль состоялся 2 мая 1869 г.: в Большом зале Благородного собрания под управлением Н.Г. Рубинштейна была исполнена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

17 марта 1879 г. именно в Московской консерватории состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Позже установилась традиция открывать этой оперой каждый осенний сезон Оперного театра.

В 1893 г. благодаря М.М. Ипполитову-Иванову в Московской консерватории была введена специализация по оперному профилю. Вскоре после избрания его директором консерватории (1906), возникла идея образовать из воспитанников Санкт-Петербургской и Московской консерваторий оперную труппу, арендовать для этой труппы несколько провинциальных театров на великопостный сезон и таким образом предоставить своим ученикам возможность выступать на сцене. Однако в итоге этот проект реализован не был.

В 1917 г. М.М. Ипполитов-Иванов и В.М. Зарудная-Иванова организовали при консерватории «Оперно-вокальную студию имени Чайковского». Специального помещения у студии не было, и она размещалась на квартире М.М. Ипполитова-Иванова, находившейся на первом этаже учебного корпуса консерватории. Спектакли давались два раза в месяц и шли в сопровождении фортепиано. «Оперно-вокальная студия имени Чайковского» просуществовала до 1925 г. – когда М.М. Ипполитов-Иванов был приглашен дирижером в Большой театр.

30 мая 1933 г. – день рождения Оперной студии. В этот день в Большом зале консерватории была исполнена опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева (ассистенты – студенты К. Иванов и И. Носов, руководитель хора студентов – Г.А. Дмитриевский). Опера шла в постановке В.С. Смышляева и оформлении Б. Матрунина.

С февраля 1932 года директором консерватории становится С.Т.Шацкий, а его заместителем – А.Б. Гольденвейзер, через два года С.Т. Шацкого сменяет Г.Г. Нейгауз и К.Н. Дорлиак, немалую роль сыграл Г.И. Тиц. На пост директора студии был назначен Н.Г. Райский. Дирижерами стали Б.Э. Хайкин и Г.А. Столяров, инспектором-режиссером – Б.С. Вепринский.

Оперная студия имела самые разнообразные задачи. Первоначально при С.Т. Шацком и А.Б. Гольденвейзере (его заместителе) она была организована как надстройка над консерваторией. Студенты, оканчивающие вокальный факультет, оставались еще три года в Оперной студии и совершенствовались в оперном искусстве, не занимаясь уже другими дисциплинами (своеобразная ассистентура-стажировка). Впоследствии ее цели изменились: она была предназначена, прежде всего, для студентов старших курсов, которые готовились к Государственному экзамену.

C 1937 г. Оперная студия располагалась в помещениях, принадлежавших театральному училищу имени Щукина (ул. Вахтангова, 12а).

В первые годы Великой Отечественной войны студия вынуждена была прервать свою работу – осуществлялись лишь отдельные постановки в воинских частях и госпиталях. Лишь в августе 1944 г. Оперная студия возобновила свою работу в полном объеме. Художественным руководителем студии стала К.Н. Дорлиак, главным режиссером – Т.Е. Шарашидзе, хормейстером – З.В. Муравьёва, дирижером – А.Г. Орлов. Возобновление работы студии совпало с исторической датой первого представления оперы «Евгений Онегин».

В 1949 г. руководителем студии становится А.С. Шерешевский. Именно тогда она превратилась из театральной организации при консерватории в учебный театр-студию консерватории.

В 1960-х годах художественным руководителем студии был С.Я. Лемешев. В те годы начали появляться проекты строительства здания для Оперной студии (в 1975 г. состоялся последний спектакль студии в помещении Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова).

Первоначально планировалось, что театр для Оперной студии консерватории будет сооружен на пересечении Тверского бульвара и Малой Бронной улицы. Однако проект так и не был реализован, и до сегодняшнего дня студия не имеет собственных помещений, что неблагоприятно сказывается на учебно-производственной практике: певцов-актеров, дирижеров, режиссеров, хормейстеров. Сегодня явно ощущается нехватка здания для театра, строительство которого предусмотрено в плане реконструкции Московской консерватории.

До 1990-х гг. существовали постоянные российско-зарубежные обмены между Московской консерваторией и учебными театрами консерваторий Европы и Америки. Так, например, опера М. Мусоргского «Женитьба» и опера А. Даргомыжского «Каменный гость» звучали в свое время в Болгарии (дирижер – Е.Я. Рацер, режиссер – В.Ф. Жданов). В Варшаве также была осуществлена постановка оперы Г.Ф. Генделя «Ксеркс». В Блумингтоне (США) звучала «Франческа да Римини» С.В. Рахманинова (дирижер – Л.В. Николаев, режиссер – В.Ф. Жданов). Студенческие Оперные театры Европы и Америки часто приезжали на гастроли в Московскую консерваторию.

С начала 1990-х гг. эти международные контакты становятся эпизодическими, по многим причинам, в частности – финансовым, однако в настоящее время совместные международные связи начинают вновь возрождаться.

В 1999 г. был проведен «Российско-американский фестиваль современного оперного искусства». Руководитель проекта – В.Ф. Жданов (при финансовой поддержке Института «Открытое Общество» (фонд Сороса).

29 февраля 2000 г. Оперная студия была переименована в Оперный театр.

До 1974 г. Оперной студией осуществлялось до 120 спектаклей в год. В настоящее время – около 25, хотя в репертуаре находится до 15 опер. Оперный театр осуществляет постановки в Большом (1-3 раза в месяц) Малом и Рахманиновском залах консерватории.

Оперный театр Московской консерватории:

  • ежегодно осуществляет постановку 1-2 новых спектаклей при обязательном участии студентов-вокалистов 3-4 курсов,
  • ежегодно проводит дипломные спектакли со студентами-вокалистами 5 курса, выпускниками консерватории,
  • ежегодно вывозит свои спектакли по городам России.

В Оперном театре периодически защищают дипломы режиссера студенты Российской академии театрального искусства (РАТИ ГИТИС).

Многие студенты-вокалисты, окончившие Московскую консерваторию, активно работают не только в знаменитых театрах России – Большом и Мариинском театрах, Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, но и на самых престижных сценах мира – таких, как Венская опера, «Ла Скала», Метрополитен-опера, «Опера-Бастиль», Гамбургская опера и других.


Буклет Оперного театра (Скачать PDF)