Сектор мультимедийных проектов (Термен-центр)

Термен-центр создан А. И. Смирновым в 1992 г. и назван именем Л. С. Термена — изобретателя первого всемирно известного электронного музыкального инструмента терменвокс.
Центр был создан при поддержке тогдашнего проректора по научно-творческой работе Московской консерватории А. С. Соколова, заведующей Лабораторией звукозаписи Т. В. Задорожной, директора студии электроакустической музыки Дартмутского колледжа профессора Джона Эпплтона (США).

Главная задача центра – поддержка музыкантов и звуковых художников, работающих в русле экспериментальной электроакустической музыки и мультимедиа.


Основные направления деятельности:

  • обучение и творческое консультирование
  • еженедельные лекции и практические занятия
  • организация и проведение практикумов и мастер-классов
  • организация и проведение концертов
  • организация и проведение международных фестивалей и конференций
  • работа с индивидуальными проектами
  • работа с архивами, ведение баз данных по истории, библиографии и дискографии
  • музей живой истории электронной музыки
  • междисциплинарные проекты и исследования: интерактивные системы реального времени, мультимедиа, театр, биомузыка и т. п.   
  • разработка и создание новых технических средств, программ и методик
  • сотрудничество и обмены с зарубежными центрами

Являясь некоммерческой организацией культуры, Термен-центр осуществляет свою деятельность и проекты благодаря поддержке Фонда Сороса (Институт Открытое Общество), Центра Современного Искусства Сороса (Москва), IREX, Фонда Рокфеллера, Австрийского Культурного Форума, Посольства Королевства Нидерланды в Москве, центра STEIM (Нидерланды), Gaudeamus (Нидерланды), Посольства Франции и Французского Культурного Центра, Pro Helvetia и Migros Kulturprozent (Швейцария), Чешского центра в Москве, Посольства Польши, целого ряда университетов и колледжей США, включая Bregman Studio (Dartmouth College), CCRMA (Stanford University), Berclee College of Music, School of Music (University of Illinois at Urbana-Champaign), Oberlin Conservatory of Music, College of Music (University of North Texas), College of Creative Arts (San Francisco State University), School of Music (Northern Illinois University), School of Music (Ithaca College), School of Music (University of Central Oklahoma) и др.

В 1999 г. на базе Термен-центра создан сектор электронной музыки Лаборатории звукозаписи Московской консерватории.
В 2006 г. Термен-центр стал частью Центра электроакустической музыки Московской консерватории.

  • акустические объекты конца ХIХ – начала ХХ века, включая резонаторы Гельмгольца, уникальные камертоны, сирены, частотомеры, стробоскоп Кона и т. п.   
  • терменвоксы работы Л. С. Термена, Роберта Муга, Энтони Хенка, А. И. Смирнова
  • единственный в мире исправный инструмент ритмикон работы Л. С. Термена
  • единственный в мире исправный инструмент терпситон работы Л. С. Термена (первая в мире попытка управлять звуком с помощью тела танцора)
  • гармониум Л. С. Термена;
  • легендарный синтезатор АНС Е. А. Мурзина (АНС – аббревиатура имени А. Н. Скрябин)
  • интерактивные перчатки Power Gloves (подарок Ричарда Буланже, США)
  • интерактивный инструмент Radio Baton, подаренный центру его создателем, «дедушкой» компьютерной музыки Максом Мэтьюсом (США)

В Термен-центре исторические инструменты сочетаются с самыми современными компьютерными технологиями. Техническая база электроакустической музыки традиционно развивается путем конструирования новых инструментов и создания оригинальных компьютерных программ, необходимых для реализации новых композиторских концепций.

Интерактивная «кухня» Термен-центра включает в себя уникальные инструменты работы Макса Мэтьюса, А. И. Смирнова, Энтони Хенка, Роба Маллендера и других конструкторов: термен-сенсоры, лазерные микрофоны, интерферометры, интерактивные перчатки, биоусилители, различные электромагнитные и оптические сенсоры и др.


Сложился постоянный круг организаций, музыкантов, художников, режиссеров, актеров, танцоров активно сотрудничающих с Термен-центром, создающих мультимедийные проекты и перформансы на перекрестке музыка – пластика – визуальный образ.

Это композитор Элизабет Шимана и Институт Медиа-Археологии (Австрия), композитор Джон Эпплтон и Брегман-студия электроакустической музыки (Дартмутский колледж, США), художник Анна Колейчук и Тотальный театр Вячеслава Колейчука, Мультимедийный театр Ольги Кумегер, художники Елена Басова, Яна Аксенова, Наталья Борисова, режиссер Александр Пономарев и театр «Чет-Нечет», театр «По.В.С.Танцы» (Москва), Институт «Про Арте» (Санкт Петербург), Культурный центр «ДОМ» (Москва), Центр современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо (Брянск), Научно-творческий центр современной музыки, композиторы Игорь Кефалиди, Ираида Юсупова, Юрий Каспаров и Московский ансамбль современной музыки, композитор Татьяна Комарова и Екатеринбургская Студия электроакустической музыки при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского и многие другие. За годы существования центра его гостями стали десятки лидеров и ведущих специалистов различных европейских и американских студий. Так, в Термен-центре выступали с лекциями: «дедушка» компьютерной музыки Макс Мэтьюс (Max Mathews), известный конструктор синтезаторов Роберт Муг (Robert Moog), создатель легендарного Synclavier’а профессор Джон Эпплтон (Jon Appleton), основатели центра и фестиваля в Бурже (Франция) Франсуаза Барье и Кристиан Клозье (Christian Clozier, Fransoise Barriere), композиторы Henri Pousseur (Бельгия), Alvin Lucier (США), Эдуард Артемьев (Россия), Richard Boulanger (США), Barry Vercoe (MIT Media-Lab, США), Ake Parmerud (Швеция), Garry Lee Nelson (США), Kojiro Umezaki (Япония), Maurice Mettot (США), Dror Feiler (Швеция), Paolo Chagas (Германия), Peter Rothbart (США), Sam Magrill (США), Mark Mark (Нидерланды), Roger Williams and Russell Riepe (США), Charles Bestor (США), John Cousins (Новая Зеландия), Colleen Anstey (Новая Зеландия), John Peterbough (США), Giuseppe Giulliano (Италия), Thomas Kesler (Швейцария), Dirk Reith (Германия), Krzysztof Knittel (Польша), Katarzyna Naliwajek (Польша), Netochka Nezvanova (Новая Зеландия), Daniel Schorno (STEIM, Амстердам), Guy Van Belle (Бельгия), Elisabeth Schimana (Австрия), Christian Scheib (Австрия), Dieter Kaufmann (Австрия), Katerina Klement (Австрия), Michel Karsky (Франция), Franz Hautzinger (Австрия), Alfred Pranzl (Австрия), Hans Christian Gilje (Норвегия), Martin Breindl / Norbert Math / Andrea Sodomka (Австрия), Matthias Muller (Швейцария), Pascal Decrupe (Бельгия), Michel Fourgon (Бельгия), Fransois Sarhan (Франция), Yann Geslin (Франция), Noel Zahler (США), Rob Mullender (Великобритания), Nicolas Verin (Франция) и многие другие замечательные музыканты и конструкторы...