Авторский курс Н.Н. Гиляровой «Собирание и публикация фольклора в современной России от прошлого к настоящему»

25 ноября 2019 г. - 7 декабря 2019 г. | Курсы

Реалии современной  России требуют от фольклористов уделять особо важное место экспедиционным исследованием. Однако зачастую эта работа проводится без учёта многих чрезвычайно важных её особенностей, сложившихся за более чем длительный период.

Начало собирательской деятельности в России относится к первой половине XIX века. Среди имен — А. С. Пушкин, П. В. Киреевский, П. И. Якушкин, Языковы, П. Н. Рыбников, Н. М. Лопатин, М. А. Балакирев. Тогда же были разработаны первые методические рекомендации по записи народных песен. На рубеже веков с появлением аудиозаписи сменились приоритеты экспедиционной работы (деятельность Е. Э. Линевой, М. Пятницкого, Ю. М. и Б. М. Соколовых). В 1920-е годы были организованы первые комплексные экспедиции, поставившими перед собирателями новые задачи. 

Методы экспедиционной работы в МГК складывались под руководством К.В.Квитки в 1930 – 1940 годы.  Многие из основных позиций довоенного времени в 1950 – 60-х годах были утеряны. Возвращение к истокам началось в 1980-х – 90-х годах, когда вновь стали фиксировать все многообразные формы, широкий функциональный спектр явлений фольклора. В дальнейшем это нашло отражение в разнообразных новых подходах к публикации материалов, связанных с нематериальной традиционной культурой.

Курс предполагает рассмотреть принципы публикации фольклорных материалов, начиная с середины XIX века до наших дней, знакомство с архивами НЦНМ имени К.В.Квитки, подходами к экспедиционной и послеэкспедиционной работе, сложившимися в фольклористической школе Московской консерватории. Все темы сопровождаются аудио-видеопоказами из фондов НЦНМ.


Тема 1. Фольклор как одна из составляющих культурной традиции. Современное состояние традиций. (4 часа)
Современное состояние традиций, факторы, влияющие на нее , особая важность полевой работы в сложившихся условиях ее  угасания. Необходимость фиксации всех возможных сведений о культурной традиции: запись музыкально-поэтических и словесных форм фольклора; составление полных сведений о жанровом составе, основных песенных типах изучаемой традиции. Важность подробной записи этнографических сведений об обрядовых комплексах, о месте фактов фольклора в обрядовой системе культурной традиции.
Тема 2. История полевых исследований в России. Связь принципов публикации и  запись материалов в экспедиции. (6 часов)
Начало собирательской деятельности — А.С. Пушкин, П.В. Киреевский, П.И. Якушкин, Языковы, П.Н. Рыбников, Н.М. Лопатин, М.А. Балакирев, Е.Э. Линева, Ю.М. и Б.М. Соколовы. Первые методические рекомендации по записи народных песен. Комплексные экспедиции 1920-х годов. Экспедиционная деятельность 1960–1990-х годов. Крупнейшие собрания материалов по фольклору в России. Методы экспедицион-ной работы, сложившиеся в научных учреждениях и вузах. Имеющиеся архивы документальных материалов: Фонограмархив Института Русской Литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербургская, Московская консерватории, Российская академия музыки имени Гнесиных, региональные центры (Вологда, Воронеж, Пермь, Новосибирск и др.).
Тема 3.  Современные методы экспедиционной работы. Типы экспедиций. (6 часов)
Исторический экскурс. Разработки Е.Э.Линевой.

  • Экспедиция ознакомительного (разведывательного) характера — первичное обследование территории (отдельных пунктов той или иной области, района, региона). Выявление степени сохранности традиции, общие сведения о жанровом составе, этнографическом контексте. Ра¬бота с отдельными исполнителями, ансамблями. Такая экспедиция является этапом подготовки к комплексному исследованию местных традиций народной культуры;
  • Фронтальное комплексное исследование — изучение культурной традиции в совокупности всех ее составляющих на большой территории комплексным методом исследования. Выявление границ распространения отдельных явлений и традиции в целом. Экспедиция проводится с участием представителей смежных специальностей — филологов, этнографов. Народная песня, как и другие образцы фольклора, является неотъем¬лемой частью народной традиционной культуры и подчиняется общим законам формирования и исторической жизни культурных традиций — такое понимание сложных системных связей народной песни в контексте условий ее возникновения и бытования предполагает комплексный подход к изучению каждого факта и всей системы фольклора. Выявление и запись всех имеющихся фактов народной культуры, установление взаимосвязей между ними. Сочетание комплексных и ареальных исследований, учитывающих весь спектр или отдельные стороны местной фольклорной традиции, с типологическим изучением, позволяет наблюдать каждое конкретное явление фольклора в многообразных диалектно-стилевых формах, что в современности приводит к новым методам публикации материалов. (Шацкий этнодиалектный словарь, Смоленский этнографический сборника, Описание музыкально-этнографических традиций Калужского края и др.)
  • Специализированная экспедиция — изучение тех или иных явле¬ний или жанров фольклора по конкретной теме; поиск определенных раритетов, мастеров; дополнение и разработка имеющихся сведений и т.п.

Тема 4. Методы и формы научной подготовки и последующей обработки экспедиционных материалов (2 часа)
Полное, детальное изучение имеющихся источников по публикациям и имеющимся фондовым материалам (фольклор, история, этнография); подготовка репертуарных списков, опросников, подборок аудио- и видео-записей по исследуемой традиции. Систематизация этнографических данных. Обзор имеющихся опросных листов по разным темам. Ведение экспедиционных рабочих тетрадей, их содержание. Важность точной паспортизации. Требования к оформлению аудио и видеокассет в процессе экспедиции.


Ссылки


Наталья Гилярова

Заслуженный деятель искусств РФ