Авторский курс С. В. Грохотова «Клавир и фортепиано: исполнительское искусство ХVIII — начала ХIХ веков»
2 ноября 2020 г. - 15 ноября 2020 г. | Курсы
Курс посвящен рассмотрению бесписьменных и письменных традиций в музыкальном искусстве.
Музыкальное барокко с современных позиций — от буквы к духу.
Темы курса:
- Трактаты Ф. Куперена, Л. Моцарта, Ф. Э. Баха и И.-Й. Кванца — не музейный экспонат, а «руководство к действию». Темп, ритм и динамика — их связь с жанром и фактурой, «игра в такт», «темповые зоны», условности ритмической записи. Артикуляция и фразировка. Орнаментика: «французский» и «итальянский» стили. «Существенные» украшения: национальные традиции, историческая эволюция и принципы расшифровки. «Свободные» украшения: способы и условия их применения.
- Пианисты и клавесинисты — крупнейшие исполнители клавирного наследия Баха, Скарлатти, Куперена.
- От клавира к фортепиано: сосуществование новых и старых исполнительских принципов в искусстве второй половины XVIII века. Фортепианная музыка Гайдна, Моцарта и Бетховена в контексте искусства их современников. Теория аффектов и её отражение в клавирно-фортепианном исполнительстве. Влияние музыкального театра на фортепианное творчество композиторов второй половины XVIII века.
- Проблемы темпа, динамики, артикуляции, фразировки, орнаментики, педализации при исполнении музыки венских классиков. Каденции и вступления.
- Фортепианная музыка Гайдна, Моцарта, Бетховена: редакторы и интерпретаторы.
- Рояль, клавикорд, клавесин или хаммерклавир? «Аутентичное» исполнительство — pro et contra.