Неделя театра Ирана в Москве. «Эпоком»
31 марта 2019 г., Театр «Около дома Станиславского» | Концертная жизнь
Начало в 17.00
Памяти великих мастеров сцены Моршеда Тораби и Саади Афшара
Сара Аббаспур (наккаль)
Мехди Саффари (сьях)
Театральное действо «Эпоком», посвящённое великим мастерам сцены Моршеду Тораби и Саади Афшару, представляет собой свободное переплетение эпических и комических элементов иранского традиционного театра.
Сколько существуют иранские мифы и иранский эпос, столько же живёт искусство рассказчиков мифологических и эпических историй, выполняющих в обществе роль хранителей исторической памяти и генеалогии народа, носителей этического кодекса и «совести» социума. Творчество сказителей-наккалей сыграло большую роль в сохранении персидского языка и в передаче во времени иранского духовного наследия, а также в передаче этой устной литературы поэтам и писателям разных поколений.
Хотя в современном мире, перенасыщенном средствами массовых коммуникаций и технологиями развлечения, разнообразные формы старого театра постепенно отживают свой век, тем не менее, неподражаемое искусство гениальных мастеров слова и очарование самих традиций продолжают привлекать к себе интерес простого зрителя и исследователя театра и притягивать к себе молодых исполнителей.
К новому поколению сказителей-наккалей относится и Сара Аббаспур — создательница и лидер женской группы наккалей «Пазырык». Окончив факультет кинематографии, она увлеклась сказительским ремеслом и является сегодня одним из преданных и активных исследователей и продолжателей этой традиции. Вот уже более десяти лет участницы группы «Пазырык» исполняют по всему миру традиционные иранские действа, включающие в себя эпические сказания и комические сценки.
В драматургическую партитуру «Эпокома» вписаны элементы представления хэймэ шаб-бази — одной из разновидностей кукольного комического театра, в котором используются небольшие тряпичные куклы, а действие разворачивается внутри небольшой палатки. Актёры-кукловоды используют для озвучивания своих персонажей специальный свисток-сафир, искажающий голос, делая его «кукольным».
Сьях-бази или тахтэ-хози — ещё одна форма традиционного иранского театра. С давних пор в частных домах в Иране принято устраивать во дворах небольшие бассейны (хоз), выполняющие в хозяйстве различные функции. В том числе подобные бассейны, будучи накрытыми дощатыми настилами, играли роль театральных подмостков (тахтэ). Поскольку эти представления чаще всего служили развлечением гостей во время домашних празднеств, содержание их носило комический характер. При этом ведущий актёр покрывал лицо чёрной краской. В результате этих особенностей подобные представления получили название сьях-бази («сьях» — «чёрный») или тахэ-хози.
История сохранила имена многих мастеров старинного театра, среди которых особое место занимают имена Моршеда Тораби и Саади Афшара.
Валиаллах Тораби (1937—2014) родился в деревне Сэфидаб, недалеко от города Тафрэша в провинции Маркази. Его отец играл в традиционной религиозной мистерии тазийе и с раннего детства приобщал сына к этому искусству. В 20 лет Валиаллах отправился на поиски собственного творческого пути. Долгое время он совершенствовался в различных традиционных боевых искусствах, включая борьбу, фехтование на мечах, стрельбу из лука, занимался в старинных гимнастических залах «зурханэ» («дома силы») и познавал культуру иранских богатырей-пахлаванов.
С разрешения отца он поступил в ученики к сказителю-моршеду Рухоллаху Шоги, известному знатоку иранской мифологии и эпоса и непревзойдённому рассказчику. Через какое-то время Тораби стал выступать как сказитель-наккаль, внося в практику сказительства много новых силовых элементов, усвоенных в годы учения, включая использование лука, булавы и других богатырских снарядов. Он постоянно собирал и изучал исполняемый по всей стране сказительский материал, публиковал исследовательские работы по данной тематике, в том числе известную книгу «Мошкин-намэ».
Саадоллах Рахматха, известный как Саади Афшар (1935—2014) — это последний из подлинных носителей традиции сьяхов, исполняющих представления рухози или тахтэ-хози. Впервые выйдя на сцену в 17 лет, он всю жизнь беззаветно служил своей уникальной профессии, считаясь непревзойдённым мастером смеха.
Мехди Саффари — писатель, актёр, преподаватель Тегеранского университета искусств. Он — один их тех молодых представителей театрального мира Ирана, кому небезразлична судьба самобытной традиции сьяхов и кто вкладывает в это уникальное искусство всю душу.
Подробности здесь
Адрес: Москва, Вознесенский переулок, 9, строение 3
Справки: +7 (495) 629-21-91